Другая психология » Характер личности » Период раннего возраста

Период раннего возраста

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека. Оказывается, что саамы опасный и уязвимый возраст от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать его общения с матерью. Мать для младенца – это окно в окружающий неведомый мир.

Общение членов семьи для малыша имеет важное значение для развития речи ребенка, которая в свою очередь играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривалась в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

В этом возрасте пока еще нет основных, фундаментальных компонентов личности.

К трем годам силы и умения ребенка резко возрастают, маленький гордец чувствует это и требует автономии. Именно в так называемый «кризис трехлетнего возраста» формируется самостоятельность ребенка, которая в дальнейшем перерастет в независимость. Неизбежные спутники самостоятельности – это тревоги и неуверенность, приобретения же независимости несравненно большие – это умение не прятаться за чужую спину, смело шагать в неизведанное, брать ответственность на себя.

Именно в этот период при условии сотрудничества, требующих от ребенка аргументации своих действий, и появляется у него новая потребность – быть объективным, а значит видеть мир, людей, себя самого со стороны, уметь видеть глазами других. На этом этапе ребенку свойственно не только «потребление» добра, но и его «производство», ощущение ответственности за доброе в мире. Но поведение ребенка еще как бы разрывается: на словах он уже объективен, независим, морален, альтруистичен; на деле – часто пристрастен, подражателен, эгоистичен. У ребенка пока отсутствуют мотивы, которые бы склоняли его к подчинению норме.

Подлинно нравственное, бескорыстное поведение возникает тогда, когда взрослый практикует по отношению к ребенку бескорыстный стиль общения. Ощущая на себе бескорыстную доброту другого, ребенок и сам начинает относиться к себе как к доброму, нравственному человеку. У него возникает нравственная самооценка. А это и есть мотив подлинно нравственного поведения. Наоборот, прагматический стиль общения, воспитание методом наград и наказаний, способно сформировать лишь прагматическое нравственное поведение; соблюдение норм лишь в условиях внешнего контроля. Когда же этот контроль ослабевает, ребенок отклоняется от нравственных норм. Дело не в том, что в воспитании вообще не должно быть наград и наказаний, а лишь в том, чтобы не ограничиваться этим методом, не считать его единственным. Более того, ожидать, что наказание само по себе приведет к чему-нибудь, кроме отрицательных результатов, - это трагическая ошибка. Наказание без твердого фундамента безусловной любви и дисциплины, основанной на любви, не может не привести к плохим отношениям между детьми и взрослыми. Это одна из причин, по которой у современных детей возникают непредсказуемые осложнения во всех сферах– от трудностей в школе до личностных проблем.


Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников. Методы организации исследования
Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенн ...

Предмет и объект конфликта
Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема ...

Характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей
Мотивации преступного поведения несовершеннолетних сводится в основном к следующему: · преобладание «детских» мотивов совершения преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.; · ситуативность мотивов; · деформация какого-то одного элемента сферы потребно ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru