Другая психология » Характер личности » Период раннего возраста

Период раннего возраста

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека. Оказывается, что саамы опасный и уязвимый возраст от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать его общения с матерью. Мать для младенца – это окно в окружающий неведомый мир.

Общение членов семьи для малыша имеет важное значение для развития речи ребенка, которая в свою очередь играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривалась в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

В этом возрасте пока еще нет основных, фундаментальных компонентов личности.

К трем годам силы и умения ребенка резко возрастают, маленький гордец чувствует это и требует автономии. Именно в так называемый «кризис трехлетнего возраста» формируется самостоятельность ребенка, которая в дальнейшем перерастет в независимость. Неизбежные спутники самостоятельности – это тревоги и неуверенность, приобретения же независимости несравненно большие – это умение не прятаться за чужую спину, смело шагать в неизведанное, брать ответственность на себя.

Именно в этот период при условии сотрудничества, требующих от ребенка аргументации своих действий, и появляется у него новая потребность – быть объективным, а значит видеть мир, людей, себя самого со стороны, уметь видеть глазами других. На этом этапе ребенку свойственно не только «потребление» добра, но и его «производство», ощущение ответственности за доброе в мире. Но поведение ребенка еще как бы разрывается: на словах он уже объективен, независим, морален, альтруистичен; на деле – часто пристрастен, подражателен, эгоистичен. У ребенка пока отсутствуют мотивы, которые бы склоняли его к подчинению норме.

Подлинно нравственное, бескорыстное поведение возникает тогда, когда взрослый практикует по отношению к ребенку бескорыстный стиль общения. Ощущая на себе бескорыстную доброту другого, ребенок и сам начинает относиться к себе как к доброму, нравственному человеку. У него возникает нравственная самооценка. А это и есть мотив подлинно нравственного поведения. Наоборот, прагматический стиль общения, воспитание методом наград и наказаний, способно сформировать лишь прагматическое нравственное поведение; соблюдение норм лишь в условиях внешнего контроля. Когда же этот контроль ослабевает, ребенок отклоняется от нравственных норм. Дело не в том, что в воспитании вообще не должно быть наград и наказаний, а лишь в том, чтобы не ограничиваться этим методом, не считать его единственным. Более того, ожидать, что наказание само по себе приведет к чему-нибудь, кроме отрицательных результатов, - это трагическая ошибка. Наказание без твердого фундамента безусловной любви и дисциплины, основанной на любви, не может не привести к плохим отношениям между детьми и взрослыми. Это одна из причин, по которой у современных детей возникают непредсказуемые осложнения во всех сферах– от трудностей в школе до личностных проблем.


Организационные подходы к психолого-социальной работе в специализированных учреждениях. Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей соц ...

Психологическая характеристика основных типов темперамента
Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной ...

Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения. Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они же относили память слепых к с ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru