Введение
"Придет время, когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда". Швейцарский психиатр Э. Блейлер.
«Чтобы оценить его полностью, необходимо два условия: свобода от предубеждений и, желание прямо смотреть правде в глаза» Лоуренс Даррен.
«Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества,для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев». Р. Э. Милликен
Зигмунд Фрейд, пожалуй, один из самых обсуждаемых авторов - психологов во все времена.
"Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии" (А. Е. Шерозия).
В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, с множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности.
NB: Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина "бессознательное". Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком языках, в названии которых стоял термин "бессознательное".
Одни считают его творения полнейшим бредом, другие - возводят в каноны. Теория психоанализа - монументальный труд Фрейда, признан далеко не всеми психоаналитиками.
«Злые языки», пытаясь поставить под сомнение его выводы и методы, подчас опускаются до уровня не позволительного при цивилизованном ведении дискуссии, утверждая, что все свои эксперименты Фрейд проводил всего лишь на четырёх людях, и все выводы были сделаны просто эмпирически (? – авт.).
Другие авторы, соглашаясь, что Фрейд, конечно, многое сделал для развития психоанализа, в то же время, считают его систему неполной и ограниченной: якобы он рассматривает человека, как животное с набором инстинктов или как биологическую машину, а все проблемы человека рассматривает как неразрешенные конфликты детства. Высказывалось мнение (с точки зрения ряда современных психологов), что причиной того, почему он так и не смог объяснить многие явления и психопатологии, послужило наличие у него некоторых неразрешенных комплексов, которые якобы оказали сильное влияние на его работы (А у кого их нет? – авт.).
В СССР теория психоанализа Фрейда долгое время находилась «под запретом» и не избежала клейма «лженауки», как и бионика, кибернетика и генетика. Разгромной критике подвергались практически всё, - от трудов ученого, в целом, до отдельных терминов – и психоанализ сновидений («Мистика! Символизм!»), и психология сексуальности, либидо («В СССР секса нет!»). Фамилия «Фрейда» стала практически нарицательной, практически синонимичной низости, сексуальной распущенности и вседозволенности. Теория Фрейда не укладывалась в рамки мировоззрения «строителей коммунизма», столь усердно прививавшегося Советскому народу и Советской медицине, методично перемалываемой жерновами политической машины, не допускавшей и грана сомнения в инакомыслии.
NB: В процессе подготовки данного реферата, пришлось пролистать значительное число интернет-сайтов, где Фрейд «поминается» многократно в самых различных вариациях и «под самым различным соусом». Самым интересным стало то, что наиболее часто употребляемым выражением Зигмунда Фрейда (боюсь даже без достаточного осознания смысла! – авт.) оказалось следующее: «Первый человек, бросивший ругательство вместо камня, был творцом цивилизации».
Мне больше импонирует другое высказывание ученого: «Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь».
Тем более интересны труды и судьба этого, безусловно, неординарного человека, послужившего источником столь разнообразных споров, критики и, подчас, прямых инсинуаций, предвзятых извращённых толкований, попыток псевдопопуляризаторства и использования в политических целях.
Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов
В результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации (ценности личной жизни) было выявлено 2 значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии.
Таблица 2. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации
Уровень ...
Акцентуации характера
Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Акцентуации характера — это уязвимость психотравмирующего воздействия на слабое звено (место наименьшего сопротивления) данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям, они могут быть выявлены при тестирован ...
Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется перех ...