Другая психология » Основы психологии и педагогики » Практическая и научная педагогика

Практическая и научная педагогика
Страница 1

В педагогике различают две ее составляющих: педагоги­ку как практическую деятельность

по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную

педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Основные категории научной педагогики:

• Развитие человека — это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

• Воспитание в широком смысле слова — это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго­товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея­тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч­реждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова вклю­чает в себя и обучение.

• Воспитание в узком смысле слова — это решение кон­кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

• Образование — это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.

• Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредст­венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея­тельность учащихся — учением.

С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.

Педагогика как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе­чивающих развитие его личности.

Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло­вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.

Основные задачи педагогической науки:

• изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания;

• разработка целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований:

• педагогические наблюдения;

• исследовательская беседа;

• изучение продуктов деятельности воспитуемых;

• педагогический эксперимент;

• анализ педагогического опыта и др.

Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этногра­фией и др. науками.

Основные отрасли современной педагогики:

• общая педагогика;

• дошкольная и школьная педагогика;

• педагогика высшей школы;

• профессиональная педагогика;

• социальная педагогика;

• семейная педагогика;

• военная педагогика;

• специальная педагогика (дефектология);

• методики преподавания отдельных дисциплин.

Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или об­разовательном пространстве — это только одно из мно­гих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечело­веческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.

Страницы: 1 2


Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофи­зической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психиче­ских процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления. Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет чело­веку в короткое время хорошо отд ...

Общая теория развития личности
Как уже говорилось выше, по Фрейду, в основе всей психической жизни человека лежат врожденные «первичные влечения». Они образуются из противоречивого сочетания сексуальных инстинктов и влечения к смерти (Эроса и Танатоса). Эти влечения каждого человека в детстве вытесняются из сферы его сознания и образуют «бессознательное», которое як ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не­обходимых для его существования и развития, как раз и выступа­ет источником активности человека. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru