Другая психология » Основы психологии и педагогики » Практическая и научная педагогика

Практическая и научная педагогика
Страница 1

В педагогике различают две ее составляющих: педагоги­ку как практическую деятельность

по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную

педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Основные категории научной педагогики:

• Развитие человека — это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

• Воспитание в широком смысле слова — это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго­товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея­тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч­реждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова вклю­чает в себя и обучение.

• Воспитание в узком смысле слова — это решение кон­кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

• Образование — это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.

• Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредст­венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея­тельность учащихся — учением.

С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.

Педагогика как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе­чивающих развитие его личности.

Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло­вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.

Основные задачи педагогической науки:

• изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания;

• разработка целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований:

• педагогические наблюдения;

• исследовательская беседа;

• изучение продуктов деятельности воспитуемых;

• педагогический эксперимент;

• анализ педагогического опыта и др.

Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этногра­фией и др. науками.

Основные отрасли современной педагогики:

• общая педагогика;

• дошкольная и школьная педагогика;

• педагогика высшей школы;

• профессиональная педагогика;

• социальная педагогика;

• семейная педагогика;

• военная педагогика;

• специальная педагогика (дефектология);

• методики преподавания отдельных дисциплин.

Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или об­разовательном пространстве — это только одно из мно­гих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечело­веческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.

Страницы: 1 2


Восприятие, его виды и свойства
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только чело ...

Ч, З
Методика КОТ ...

Роль и задачи консультантов “ТД”.
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону. Служба создана с целью снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности насел ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru