Практическая и научная педагогикаСтраница 1
В педагогике различают две ее составляющих: педагогику как практическую деятельность
по воспитанию человека, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную
педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
Основные категории научной педагогики:
• Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
• Воспитание в широком смысле слова — это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение.
• Воспитание в узком смысле слова — это решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.
• Образование — это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.
• Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.
Педагогика как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.
Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.
Основные задачи педагогической науки:
• изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания;
• разработка целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований:
• педагогические наблюдения;
• исследовательская беседа;
• изучение продуктов деятельности воспитуемых;
• педагогический эксперимент;
• анализ педагогического опыта и др.
Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этнографией и др. науками.
Основные отрасли современной педагогики:
• общая педагогика;
• дошкольная и школьная педагогика;
• педагогика высшей школы;
• профессиональная педагогика;
• социальная педагогика;
• семейная педагогика;
• военная педагогика;
• специальная педагогика (дефектология);
• методики преподавания отдельных дисциплин.
Педагогическая наука не тождественна педагогической практике. Научность в педагогической реальности или образовательном пространстве — это только одно из многих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.
Вопросы, актуальные для современной российской
психологии
Пути интеграции психологического знания: синтез или эклектика?
Единая ли наука психология? Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – даже не совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае лучшим считается наибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объекта в пси ...
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского
сопровождения детей с детским церебральным параличом
Диагностика детских церебральных параличей, как правило, не вызывает трудностей у медицинских работников. Тяжелые формы ДЦП выявляются уже на первом месяце жизни, более легкие формы ДЦП диагностируются несколько позже - примерно к 5 - 6 мес. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка по т ...
Понятие материнской любви
Любовь матери к ребёнку – одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет – ребёнок, его благополучие) (Вилюанс В.К.,1976)
У каждого человека эмоции и чувства проявляются по – разному. Это можно сказать и о чувстве материнской ...