Другая психология » Специальная психология » Характеристика основных направлений психотерапии

Характеристика основных направлений психотерапии
Страница 1

Характеристика трех основных направлений в психотерапии

Динамическое

Поведенческое

Опытное

www.trafficcase.ru

Основные жалобы

Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное (сексуальные репрессии)

Беспокойство, тревога, страх

Раздражение, отчуждение

Концепция патологии

Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями, вытесненными в бессознательное, и моральными нормами, правилами, ценностями, запретами (инстинктивные конфликты, ранние сексуальные побуждения и желания, которые остались неосознанными)

Неадаптивное поведение, которое возникло в результате неправильного научения (приобретенные привычки, подавление или излишнее проявление форм поведения, вынуждаемые окружающими)

Невозможность самореализации, нарушение личностной целостности (отчаяние в существовании, потеря веры в человеческие возможности, фрагментарность личности, потеря соотношения с опытом)

Концепция здоровья

Осознание внутренних конфликтов (выявление внутренних конфликтов, победа Эго над Ид, сила Эго)

Отсутствие симптома (борьба с симптомом, исчезновение симптома, отсутствие специфических симптомов, редукция беспокойства)

Актуализация потенциального: самораскрытие, самореализация, осознание собственной личности, спонтанность

Вид изменений

Глубокое, внутреннее: понимание близкого прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание

Прямое изучение: поведение в настоящем, сегодняшнем, то есть действие или представление

Немедленный опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанное выражение опыта

Временной подход и фокусировка

Исторический: относящийся к прошлому

Неисторический: объективное настоящее

Антиисторический: момент явления

Вид лечения

Долгое и интенсивное

Короткое и неинтенсивное

Короткое, но интенсивное

Задача психотерапевта

Осознание бессознательного (понять содержание подсознательных операций разума, их историческое и скрытое значение)

Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство (запрограммировать, дать ответ, запретить, выработать специфические поведенческие ответы)

Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (от соматического к спиритуальному)

Основные приемы

Интерпретация: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (сновидения, мечтания, фантазии, ошибочные действия), анализ сопротивления и переноса

Научение: классическое и оперантное обусловливание, моделирование, социальное научение

Столкновение, встреча (энкаунтер), диалоги, опыты, драматизация или проигрывание «вслух» чувств

Модель лечения

Медицинская: врач-пациент, или родитель (взрослый) - ребенок, то есть терапевтический союз

Образовательная (воспитательная): учитель-ученик, или родитель-маленький ребенок, то есть обучающий союз

Экзистенциальная: человек-человек, или взрослый-взрослый, то есть союз людей

Природа отношений при лечении

Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения

Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений

Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения

Роль и позиция психотерапевта

Интерпретатор-отображатель: непрямая, бесстрастная, ничего не решающая, часто фрустрирующая

Советчик: прямой, решающий проблемы, практический

Руководитель, Инициатор взаимодействия (фасилитатор): взаимно решающий и вознаграждающий

Страницы: 1 2


Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики ...

Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Проблема понимания термина «мотивация» в психологии
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход дли объяснения причин поведения человека и животных [5]. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае как совокупность факторо ...

Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства. Эмоции ребенка отличаются многообраз ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru