Характеристика основных направлений психотерапииСтраница 1
Характеристика трех основных направлений в психотерапии
Динамическое |
Поведенческое |
Опытное | |
Основные жалобы |
Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное (сексуальные репрессии) |
Беспокойство, тревога, страх |
Раздражение, отчуждение |
Концепция патологии |
Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями, вытесненными в бессознательное, и моральными нормами, правилами, ценностями, запретами (инстинктивные конфликты, ранние сексуальные побуждения и желания, которые остались неосознанными) |
Неадаптивное поведение, которое возникло в результате неправильного научения (приобретенные привычки, подавление или излишнее проявление форм поведения, вынуждаемые окружающими) |
Невозможность самореализации, нарушение личностной целостности (отчаяние в существовании, потеря веры в человеческие возможности, фрагментарность личности, потеря соотношения с опытом) |
Концепция здоровья |
Осознание внутренних конфликтов (выявление внутренних конфликтов, победа Эго над Ид, сила Эго) |
Отсутствие симптома (борьба с симптомом, исчезновение симптома, отсутствие специфических симптомов, редукция беспокойства) |
Актуализация потенциального: самораскрытие, самореализация, осознание собственной личности, спонтанность |
Вид изменений |
Глубокое, внутреннее: понимание близкого прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание |
Прямое изучение: поведение в настоящем, сегодняшнем, то есть действие или представление |
Немедленный опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанное выражение опыта |
Временной подход и фокусировка |
Исторический: относящийся к прошлому |
Неисторический: объективное настоящее |
Антиисторический: момент явления |
Вид лечения |
Долгое и интенсивное |
Короткое и неинтенсивное |
Короткое, но интенсивное |
Задача психотерапевта |
Осознание бессознательного (понять содержание подсознательных операций разума, их историческое и скрытое значение) |
Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство (запрограммировать, дать ответ, запретить, выработать специфические поведенческие ответы) |
Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (от соматического к спиритуальному) |
Основные приемы |
Интерпретация: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (сновидения, мечтания, фантазии, ошибочные действия), анализ сопротивления и переноса |
Научение: классическое и оперантное обусловливание, моделирование, социальное научение |
Столкновение, встреча (энкаунтер), диалоги, опыты, драматизация или проигрывание «вслух» чувств |
Модель лечения |
Медицинская: врач-пациент, или родитель (взрослый) - ребенок, то есть терапевтический союз |
Образовательная (воспитательная): учитель-ученик, или родитель-маленький ребенок, то есть обучающий союз |
Экзистенциальная: человек-человек, или взрослый-взрослый, то есть союз людей |
Природа отношений при лечении |
Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения |
Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений |
Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения |
Роль и позиция психотерапевта |
Интерпретатор-отображатель: непрямая, бесстрастная, ничего не решающая, часто фрустрирующая |
Советчик: прямой, решающий проблемы, практический |
Руководитель, Инициатор взаимодействия (фасилитатор): взаимно решающий и вознаграждающий |
Исследование феномена тревожности студентов первого курса в психологических
исследованиях. Основные подходы к исследованию тревожности
в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...
определение типа акцентуации
характера подростка с использованием методики «Патохарактерологический
диагностический опросник» А.Е. Личко
Исследование проводилось 25.09.2010. Испытуемой выступила 17-летняя ученица 11 класса. Ей было предъявлено 25 групп утверждений, среди которых предложено выбрать несколько (до 3), наиболее подходящих по характеру (первое исследование) несколько наиболее неподходящих (второе исследование).
Результаты первого исследования:
1. Самочувств ...
Воображение и творчество
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Таким образом, не смотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое пре ...