Организационные подходы к психолого-социальной работе в специализированных учреждениях. Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.
В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни:
1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровне государства.
2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблем опеки и попечительства).
4. Локальный уровень, связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.[15]
В настоящее время в Российской Федерации создано много специализированных учреждений, оказывающих психолого-социальную помощь. Рассмотрим основные психосоциальные услуги: психопрофилактика и психогигиена; психодиагнортика и обследование личности клиента; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная); семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; психосоциальное консультирование; социально-психологический патронаж; социально-психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования; организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение; ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.[16]
Деятельность различных специализированных центров в основном направлена на оказание социально-психологической помощи всем тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кто испытывает безысходность, подавленность, бессмысленность жизни, кто страдает от агрессии и депрессии, страхов, тревог бессонницы и раздражительности, одиночества и непонимания близких и просто тем, кому нужна психологическая помощь и консультация психолога. Под эти характеристики попадает различные категории населения, независимо от пола, возраста. Рассмотрим работу специализированных учреждений на примере Республики Башкортостан.
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном т ...
Терминология
Фрейд ввел эти термины для описания состояния нашего сознания. Мне понравилась трактовка данных понятий (Ид, Эго, Суперэго)
, приведенная на сайте http://akamitch.ru, 20.12.2008 г. :
Нормальный взрослый человек обычно находится в состоянии Эго. В те мгновения когда человек искренне радуется он переходит в Ид, есть даже устойчивое выраж ...
Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования
духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения
современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков из различных социальных сред:
1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплек ...