Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Страница 1

Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.

На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события – олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).

В школе-интернате поездки, экскурсии, отдых запомнился 25% воспитанников, ничего не запомнилось 20%, запомнилась жизнь в своей семье и приятные события, связанные с ней (мама, рождение братьев, сестер, приезд родственников) 40 %, остальным - жизнь в интернате, дружба. Это подтверждают следующие высказывания:

· «… когда мне было 13 лет, запомнились мои друзья и приемная семья. А в 14 то, что меня снова отправили в интернат…»

· «…меня покрестили в 2010 году, я был очень рад…».

Ниже данные представлены в Диаграмме 2:

Диаграмма 2

Структура мироощущения современных подростков из различных социальных сред

2010-12-27_214623.gif

Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).

55% воспитанников школы-интерната ничего не мешает жить, 20% мешает нормально жить школа-интернат, 15% - вредные привычки, 10% - разлука с семьей, и наоборот, годы, проведенные в семье – 5%, отсутствие перспектив в жизни – 5%. Ниже приведены примеры высказываний:

· «Мне мешают нормально жить годы, которые я провела с мамой, я не могу их забыть, а хотелось бы…»

· «… не хватает родного дома, где я прожила 15 лет и вдруг меня из него просто вырвали…»

· «…мне интернат испортил все, я не смогу поступить на нормальную работу. Я даже забыла, как выглядят мои родители».

Диаграмма 3

Структура проблемного поля современных подростков из различных социальных сред

2010-12-27_214707.gif

· Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся из социально благополучной среды отмечается

своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бóльшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни, в то время как каждый второй подросток из школы-интерната ставит эти ценности на первое место. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов, но у подростков из социально благополучной среды этот показатель в два раза выше, чем у их сверстников из социально обедненной среды. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 41%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.

Страницы: 1 2


Психологические операции в современной войне
История свидетельствует о том, что попытки оказать психологическое воздействие на противника в целях его дезинформации, запугивания, деморализации предпринимались еще в глубокой древности государственными и военными деятелями Шумера, Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима. В трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Юлия Цезаря опи ...

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Л.С. Выготский, являющийся выдающимся псих ...

Эмпирическое изучение социальной и эмоциональной депривации в Западной Европе и России. Проблема депривации и девиантного поведения в Европе
Перемены в мироощущении у взрослых людей происходят не только в России, но и по всему миру. В Европе также в последние годы увеличилось количество семей, состоящих из одного родителя и ребёнка. Такие семьи составляют половину от общего количества семей в так называемой Европе- двенадцати (двенадцать из всех стран Евросоюза, в этом спис ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru