Другая психология » Метод одобрения и его влияние на учебную мотивацию старшеклассников » Методы изучения и развития мотивации старшеклассников

Методы изучения и развития мотивации старшеклассников

Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников может состоять в следующем.

Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:

оценку учителем объективного состояния учебной деятельности и ее компонентов, анализ успеваемости школьников, их поведения, посещаемости;

учет учителем субъективной оценки учениками своего учебного труда: мнение самих учеников о том, что им наиболее трудно в учебной работе, о том, сколько времени они тратят на уроки, и т.д. Все эти данные об учебной деятельности явятся необходимым фоном для анализа мотивации.

Анализ собственно мотивации учения может включать:

выявление учителем объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению в ходе длительного наблюдения на уроках и вне их, в ходе специально организованных экспериментальных ситуаций. Главный путь здесь - сопоставление реальных поступков учащихся в ходе повседневной школьной жизни и в условиях многократно повторяющихся экспериментальных ситуаций. Желательны ведение дневников учителя, фиксация частоты и выраженности проявлений интереса. Эти дневники могут вестись по следующей форме:

Виды побуждений - мотивы, цели, эмоции.

Их проявления в учебном процессе

Условия, способствующие их выявлению

Методы выявления - наблюдение, экспериментальные ситуации.

установление учителем субъективных оценок школьниками своего отношения к учению, сбор этого материала с помощью анкет, индивидуальных бесед, коллективного открытого обсуждения в ходе урока, часа классного руководителя, на ученических собраниях.

В дальнейшем проводится сопоставление всех этих данных с суждениями других учителей, мнением родителей, составление педагогических характеристик, выводы о возможности дальнейшего развития мотивационной сферы каждого ученика.

Заканчивая изложение методов изучения мотивации учителем, необходимо подчеркнуть, что все они должны быть максимально приближены к естественным условиям реального обучения, а предлагаемые учителем экспериментальные задания - к обычным школьным задачам. Это нужно для того, чтобы достаточно надежно судить о характере именно учебной мотивации. Психологи давно описали факты несовпадения проявлений одной и той же психической функции в учебной и во вне учебной работе.

Состояние мотивационной сферы очень подвижно, каждый ребенок имеет резервы развития мотивации. Поэтому оценка состояния мотивации у каждого ученика должна предполагать возможность ее развития. Цель изучения мотивации именно в том и состоит, чтобы определить перспективы развития мотивации у каждого конкретного школьника.

Иными словами, изучение мотивации учения каждого школьника надо проводить не для того, чтобы приспосабливаться к наличному, уже сложившемуся ранее уровню мотивации (хотя, безусловно, надо учитывать индивидуальные особенности прошлого опыта), а для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней формировать новые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания активной личности. Изучение мотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.


Виды нарушения внимания.
Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, но возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. · Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непро ...

Социальная природа темперамента
Сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность человека к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными «раздражителями ...

Особенности подросткового периода
Как известно, многим детям в подростковом возрасте свойственны какие-то временные отклонения в поведения. Как только наступает этот период девочка из нежной и отзывчивой может внезапно превратиться в совершенно незнакомое существо - грубое и упрямое, которое с трудом можно уговорить сделать какую-то работу, и одновременно ужасно занятое ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru