Другая психология » Метод одобрения и его влияние на учебную мотивацию старшеклассников » Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования

Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования
Страница 2

Изучение мотивов включения в профессиональное самоопределение позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в нем с:

социальной значимостью профессии и решением раннего выбора профессии,

желанием утвердиться, испытать себя в новой сфере деятельности дополнительного образования,

развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности,

добиваться успехов, быть успешными и избегать неудач.

Большинство старшеклассников в процессе реализации образовательных программ в качестве основных позитивных моментов называют, во-первых, возможность получать новые знания по предметам, во-вторых, приобретение опыта, который может пригодиться во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Включение в ситуацию выбора профессии старшеклассников в данный период, как отмечает Д.И. Фельдштейн, связано с таким мотивом, как "формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором "замысле", плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование" [30, с.67].

На протяжении 2-3-х лет, осваивая ту или иную программу довузовского образования, ребенок устанавливает связь между деятельностью и мотивом достижения: он устанавливает личностные стандарты и дает оценку субъективной вероятности успеха, субъективной трудности какой-нибудь задачи; его привлекает самооценка и привлекает личный успех или неудача в данной деятельности; он отдает индивидуальные предпочтения за успех или неудачу себе или обстоятельствам.

Готовность ребят участвовать в проектах и программах довузовского образования, конкурсах, олимпиадах, конференциях, можно назвать "функциональным состоянием личности, результатом психических процессов, предшествующих конкретной деятельности" [5, с.9].

Немаловажную роль в мотивации старшеклассника играет стиль поведения педагога высшей школы. Ему нужно определить доминирующие мотивы подростка, побуждающие его к действию, а также направленность личности. Соединение мотива и способа его реализации важный момент, который перерастает в отношения и разнообразные формы (межличностные отношения, социальный диалог, деловое и управленческое общение), где создается стимулирующая среда, способствующая развитию умственной деятельности школьника. В итоге многие ребята завершают курс обучения на "хорошо" и "отлично", прибавляя себе этим дополнительные бонусы, учитывающиеся при поступлении.

Поведение же взрослого, особенно родителя, не всегда отличается корректностью по отношению к собственному ребенку, так как часто не учитывается самостоятельность личности в выборе и построении им образовательной траектории в соответствии с его возможностями и способностями, потребностями рынка труда. В соответствии с этим уместно будет привести высказывание А. Нилла, который писал, что "ребенок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха" [13, с.83].

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотив достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либо осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания будет переноситься из поколения в поколение. С точки зрения авторов классических направлений психоте ...

Нарушение коммуникации в семье. Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье.
Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. Немалую роль играет осознанность процесса, наличие коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее воздействие на личнос ...

Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана
Рубрикатор 1. «Измерение мотивации достижения», (ТМД). 2. А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов. 3. Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты. 4. Студенты. 5. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух об ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru