История материнства
Страница 1

Долгое время тема « история материнства» не признавалась как самостоятельная и самоцельная мировым научным сообществом. Она входила как составляющая в этнологические и психологические, медицинские и, отчасти, правовые исследования.

Французский историк, один из основоположников школы Анналов – Филипп Арьес, подвергся критики за весьма спорный вывод об отсутствии в средневековье «представления о детстве» и «его ценности для человека», - было уделено не слишком много внимания вопросам о специфических функциях и значении отца и матери в жизни ребёнка в доиндустриальную эпоху, то есть из самой концепции автора вытекало то что в раннесредневековой фазе, когда детей «не замечали» и «часто бросали» и в позднесредневековой, когда по его словам отношение к детям было отмечено «амбивалентностью», допущением ребёнка к жизни взрослых, но непризнанием за ним никаких собственных прав.

Многие исследователи сходились во мнении о том, что возникновение материнской любви в начале Нового времени стало своеобразным «мотором», источником движения в изменении семейной жизни.

Психолог Джером Каган видел обратную связь: возникновения нового отношения к ребёнку, в частности материнской любви, считал он, было результатом изменения модели семейной жизни и роли ребёнка в обществе: с увеличением продолжительности жизни в детях стали в большей степени видеть дополнительные рабочие руки в семеье, кормильцев и содержателей в старости, а от сюда возникали и новые эмоциональные отношения к ним.

В средние века в материнстве видели «естественную» и даже биологическую предопределённость женщины как матери. Во второй половине XV века отчётливо начали проявляться во всём мире тенденции, враждебные детоцентизму, который характерен для XVI – XX в.в. социально – политическая эмансипация женщин и всё более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретённое благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в институте семьи принимают на себе общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные учреждения и пр.)

Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, существенно изменяет характер материнского поведения. (Кошелева А.Д., 1997). Таким образом, чувство материнской любви, как и всякое другое чувство, имеет различную степень глубины и интенсивности в зависимости от индивидуальных особенностей женщины.

Исследователи средневековой культуры выявили, что понятие материнства (в том числе представления о плохой и хорошей матери) и понятие «правильного супружества» развивались одновременно, для раннего средневековья была характерна высокая оценка девственности и бездетности.

С точки зрения концепция материнства в Новое время формировалась не столько церковными постулатами, сколько светской литературой. Образованные матери воспитывали в это время уже не только силой собственного примера, но и литературным примером.

Исследователи феномена материнства, работавшие в последние десятилетия XX века, заставили актуально зазвучать ряд сторон, которые не были научно обоснованы. Исследовательницы различных форм социально – политической активности женщин и женское движение конца IX начала XX века обратили внимание на использование феминистками прошлого столетия идеи «духовного материнства» как элемента «посестринства» между единомышленницами.

Страницы: 1 2


Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке
Образ как и многие другие категории психологической науки первоначально были осмыслены и разработаны в философии. Начиная с античных времен, велось изучение данного вопроса в соответствии с проблемой идеального. Соотношение идеи образа и его формы волновало крупнейших мыслителей Древней Греции. Аристотель, создатель первого систематизи ...

Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономи ...

Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов
Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу по тому, что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru