Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы
студентов-психологов. Описание и обоснование выбора
методов исследованияСтраница 2
Методика «Потребность в достижении» разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф.Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными. Методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 предложения, с которыми испытуемым надо было согласиться или нет. Тест выявлял степень выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех. По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку. Чем больше испытуемый в сумме набирал баллов, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях [5]
Методика «Мотивация обучения в вузе» предложена Т.И.Ильиной. при создании данной методики автор использовал ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опроснике, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован Е. Ильиным без изменения смысла [12].
Для статистического подтверждения полученных данных использовался метод математической обработки U-критерий Манна-Уитни
[13]. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками, когда n1, n2 ³3 или n1 =2, n1 ³ 5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума.
Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам (Гублер Е.В., 1979; Рунион Р., 1982,;Захаров В.П., 1985; MacColl R., 1970; Krauth, 1988) [].
Методика исследования
Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене).
Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест – на выявление осведомленности; 2-й субтест – на классифик ...
Представление о социальной роли, социальном статусе
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены мо ...
Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...