Другая психология » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Проблема понимания термина «мотивация» в психологии

Теоретические аспекты проблемы подготовки психологов. Проблема понимания термина «мотивация» в психологии
Страница 3

В рамках психоаналитического направления

(З. Фрейд) система мотивации представляет собой многоуровневое образование, включающее три постоянно конфликтующих между собой компонента: «Я» (cсамосознание), «Оно» (неосознаваемые побуждения), «Сверх-Я» (моральные стандарты, социальные нормы, санкции, табу, способы стимулирования, освоенные человеком в процессе жизнедеятельности) Мотивационная сфера человека - это арена бесконечной работы со знания над примирением двух тенденций: продуцируемых подсознанием импульсов, побуждений, влечений - и запретов, налагаемых со стороны общества [12].

Представители когнитивной психологии

(Дж. Келли) рассматривают мотивацию как преимущественно информационный процесс (а индивида соответственно - как органическую «вычислительную машину»), управляющий непосредственным поведением человека на основе постоянного анализа поступающей из окружающей среды информации. Поступки, совершаемые им, основываются на принципе рациональности, осознания целесообразности, необходимости и возможности совершения тех или иных действий [19].

Наиболее важное место отводится мотивации в системе гуманистичной психологии

. Ее сторонники (Э. Фромм, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) считают, что в человеке изначально заложено стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, полной воплощенности поученного при рождении и развитого в процессе жизнедеятельности индивидуального потенциала [12].

Наличие такого широкого спектра подходов к проблеме мотивации 'обусловливает необходимость как четкого определения при работе над проблемой мотивации той исходной концептуальной базы, которая принята за основу, так и используемой терминологии. Особенно важным является удержание основных смыслов, вкладываемых в соответствующие понятия. Например, в научной литературе достаточно часто встречается выражение «неосознаваемые мотивы», хотя согласно исходному определению мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, а неосознаваемыми могут быть отдельные побуждения, входящие в структуру мотива. Некритическое пользование отдельными терминами, неразведенность процессуальной и структурной 'составляющих мотивации приводит к размыванию понятийного аппарата, утрате четкости и строгости рассуждений, в своих крайних форах-к псевдонаучной игре во внешне красивое, но внутренне бессодержательное или даже ошибочное соединение отдельных понятий.

Страницы: 1 2 3 


Сравнительный анализ мотивационных и коммуникативных особенностей представителей сетевого бизнеса и представителей традиционного бизнеса
Первой использовавшейся методикой была «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», с помощью которой были получены определённые результаты, описанные в предыдущем параграфе. Для наилучшего сравнения их с результатами, полученными в выборке 2 (представители традиционного бизнеса ...

Мотив аффилиации
Содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.Г. Мюррей, так определяет потребность человека в аффилиации: "Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ни ...

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru