Невербальные коммуникации » Проксемика (личная территория)

Проксемика (личная территория)
Страница 1

Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность (дом, машину, его собственную спальню, его личный стул), человек также имеет чётко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела, которое стремится держать в неприкосновеннии. Лишь ситуация многолюдья вынуждает его смириться с нарушением границ. Либо он сам, сблизившись с человеком в психологическом смысле этого слова, стремится к близости пространственной. Размеры личной воздушной оболочки зависит от плотности населения в месте его проживания. Социальное положение человека также значимо при описании расстояния, на котором человек держится по отношению к другим людям.

Вне зависимости от того, насколько ограниченным является окружающее нас пространство, у каждого из нас имеется зона или территория – та область, которую мы будем стараться сохранить от внешнего вторжения. По сути дела, охрана личной зоны является одним из главных принципов бессловесного общения.

Разным людям ощущение неловкости от приближения другого, свойственно в разной мере. Таким образом, стремление сохранить пространственную дистанцию – верный признак недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности. И наоборот: спокойный, уверенный в себе человек меньше озабочен неприкосновенностью «своих границ». Человек напористый, даже агрессивный, склонен к буквальному расширению своих границ: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные ноги, размашистые жесты, как бы случайно касающиеся окружающих предметов и людей. В то же время людей, склонных к агрессии, характерна обострённая чувствительность к нарушению их личного пространства, которое к тому же чрезвычайно расширено.

Размеры личной пространственной территории

Интимная зона

(от 15 до 45 см). Из всех зон эта – самая главная. Её человек рассматривает как личную собственность. Только самым близким позволено в неё вторгаться.

Личная зона

(от 46 см до 1.22 м). На таком расстоянии от окружающих мы стоим на вечеринках, официальных приёмах, дружеских встречах или на работе.

Социальная зона

(от 1.22 до 3.6 м). Если мы встречаемся с посторонними, то предпочитаем, чтобы они держались именно на таком расстоянии.

Общественная зона

(свыше 3.6 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то такое расстояние для нас наиболее предпочтительно.

В разных культурах нормы дистанции заметно отличаются. Попытка уточнить в российских условиях социальную дистанцию не привела к убедительному результату, обнаружился огромный разброс – от 30 до 840 см. в целом похоже, что в русской общности сама система зон не столь стабильна и больше зависит от различных непространственных факторов. Личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнёру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдалённое расстояние. Кроме того, мы стремимся быть на большем расстоянии от тех, чьи положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.

Немаловажную роль играют пол и рост собеседников. Замечено: чем выше мужчина, тем больше он стремится приблизитбся собеседнику; и, наоборот, чем меньше его рост, тем большее расстояние он предпочитает. У женщин наблюдается противоположная зависимость. Поэтому не следует во время разговора приближаться к высокой собеседнице или малорослому собеседнику – они могут почувствовать себя неловко.

Страницы: 1 2


Особенности развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...

Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Организация исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...

Реформа белорусской общеобразовательной школы
Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества. Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистиче ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru