Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования

Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования
Страница 1

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. В психологии основные гендерные исследования направлены на изучение и анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в социуме, затрудняющих самореализацию в семейной и профессиональной сферах.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологический характер личности, который связан с полом и сексуальностью, но возникает во взаимодействии с другими людьми. Также немаловажную роль в данном параграфе имеет термин «гендерная роль», под которой подразумеваются в данном случае социальные ожидания, определяющие нормы поведения, речи, манер, одежды, жестов. Социальная система поощряет одни качества и подавляет другие, там самым, формируя норматив гендерного поведения в соответствии с задачами общественного развития в определенный временной период.(Радина Н.К.)

В нашем исследовании очень важную роль играет понятие «гендерного стереотипа», устойчивого, эмоционально окрашенного образа поведения и черт характера мужчины и женщины. Всего выделяют три основных группы гендерных стереотипов, одна из которых является определяющей в нашем исследовании: «распределение семейных и профессиональных ролей по системе взаимодополнения. Женщина – домохозяйка, мать, ответственна за взаимоотношения в семье. Мужчина – «добытчик», ответственен за дисциплину и обеспечение семьи».

Также необходимо раскрыть такое понятие как социальные представления – набор убеждений, понятий, объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций.

Все перечисленные выше понятия являются основополагающими в нашем исследовании. Как мы уже говорили, в качестве испытуемых выступали мужчины и женщины разных возрастов, представляющие разные поколения. Всего в интервью были включены три поколения, так как испытуемые старшего возраста рассказывали о своих отцах.

В ходе нашего исследования подтвердились основные установки и стереотипы, созданные в обществе относительно распределения ролей по половому признаку. Несмотря на то, что требования в обществе меняются и мужчины теряют свою лидирующую позицию (не являются явными лидерами), женщины продолжают осуществлять физический уход за ребенком, а мужчины защищают от опасностей и обеспечивают.

Мужчины в нашем исследовании были немногословны и все их обязанности, в основном, сводились к обеспечению семьи и строгому воспитанию детей. В своих рассказах мужчины - респонденты отражали основные представления в обществе относительно мужских ролей: ««строгий»; «трудолюбивый»; « обеспечивать свою семью всегда и во всем…»; «…все игрушки мастерил сам» и др.

Женщины, в целом, говорили о своих желаниях и упоминали больше о качествах мужа и мужчины вообще, нежели о качествах идеального отца. «Вечером гуляет с ребенком, сидит с ним дома, когда он болеет…»,«Без вредных привычек»; «…идеальный муж»; «В меру строгий, заботливый»; «Умный, образованный, добропорядочный, любящий, ласковый, отзывчивый» и т. п.

Помимо выделенных категорий относительно представлений опрошенных респондентов о том, каким должен быть идеальный отец, нами были выделены конкретные люди, о которых чаще всего упоминали испытуемые, и которых называли идеальными отцами. Полученные результаты количественного анализа нашли свое отражение в таблице 5.

Таблица 5

Мужчины

Юноши

Женщины

Девушки

Отец

60%

27%

_

46%

Дедушка

_

_

7%

7%

Брат

_

_

7%

7%

Муж

_

_

26%

_

Друг

7%

13%

_

_

Я

19%

_

_

_

Чужой отец

_

13%

_

7%

Мужчина

7%

20%

60%

20%

Герой

_

7%

_

_

Никто

7%

20%

_

13%

Страницы: 1 2


Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: 1. уровень разв ...

Основные аспекты невербальной коммуникации
Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал ещё Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. Взяв за основу учения Аристотеля, проводниками физиогномики были крупные учёные Древней Греции и Древнего ...

Результаты исследования и их интерпретация
Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в Приложении 2. По данным методики самооценки Дембо-Рубинштейн, у подростков из неблагополучных семей наблюдается низкая самооценка (таб.1). Таблица 1. Уровень самооценки у подростков из неблагополучных семей по методике Дембо-Рубинштейн №№ Уровень самооценки подростков ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru