Общая психология » Основные формы мышления

Основные формы мышления

Понятия – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают общие (охватывают целый класс однородных предметов или явлений, в них отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены понятием) и единичные (обозначают один предмет, совокупность знаний об одном предмете) понятия. Общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов. Усвоить понятие можно двумя путями: либо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятия, опираясь на собственный образ. Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осознание. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание. Существует несколько видов понимания: непосредственное (достигается сразу, моментально, не требуя усилий) и опосредованное (характеризуется наличием значительных усилий к тому, чтобы достичь понимания какого-либо предмета или явления).

В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием умственных операций возникает еще одна форма мышления – умозаключение. Оно является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение, как форма мышления, опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.


Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его ...

Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. В психологии основные гендерные исследования направлены на изучение и анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в социуме, затрудняющих ...

Правила демонстрации жестов
Культуры предписывают своим членам определённые правила демонстрации, или правила жестового поведения. Они резко различаются по интенсивности жестикуляции (контактные и неконтактные культуры). Например, в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец – 80, француз – 120, а мексиканец 180 раз. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru