Предыстория современной российской психологии
Страница 2

В 1956 году начинается третий этап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенные прежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный конгресс психологов.

О советской психологии сегодня можно говорить лишь в прошедшем времени. Исторические катаклизмы подвели черту под этим этапом развития отечественной науки. Ныне это перевернутая страница истории, можно даже сказать, вырванная. Ибо новая пишется заново, а точнее — переписывается (более или менее творчески) из совершенно новых источников. Совершенно очевидно, что в рамках советской психологии практической психологии в ее современном понимании не существовало никогда. Действительно, мастера старой школы не занимались психотерапией и консультированием. По сути дела, это и было психологией, причем не оторванной от практики, более того — находившей в ней вполне реальное и осязаемое воплощение, хотя и никакого отношения не имевшей к психотерапии и консультированию. Таким образом, психология в ее традиционном (для отечественной науки, да и не только) понимании гораздо шире и глубже так называемой практической психологии.[2]

И, наконец, 90-е годы - позади тотальный контроль партии и марксистский подход. Впереди - новые направления исследований: психотехника, психосоматика, психология личности, психология бизнеса.

В постперестроечные годы появилось достаточно много интересных и ярких работ отечественных психологов разных поколений. За каждой из них можно обнаружить опору на те или иные представления, образы, модели человека. И хотя они чаще имплицитны, просвечивают неявно, как бы вторым, отдаленным планом, но именно они, на наш взгляд, определяют смысл, сущность и перспективу того или иного подхода. Поэтому, чтобы разобраться в том или ином нововведении, очередной «новой психологии», будь то «акмеистическая» или «экологическая», надо, прежде всего, разобраться, понять из какого образа человека исходит это веяние. Не имея возможности затронуть в этом плане все многоцветье мнений, сосредоточимся лишь на следующих мировоззренческих линиях.

Первая — это марксистская ориентация. Она перестала быть обязательной, насаждаемой, единственной, однако долгие годы ее доминирования сформировали исследовательское мышление, от которого невозможно отказаться в одночасье. Да это и не требуется вовсе — каждый волен выбирать ныне основания своих взглядов; важно, чтобы речь не шла, как прежде, о насильственном их внедрении.

Следующая ориентация — на современные западные концепции, их ассимиляция и адаптация. Условно назовем эту ориентацию западнической.

Третье направление, которое затрагивается в данной работе, связано со становлением гуманитарного подхода, с переориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным.

Четвертую линию можно назвать нравственно ориентированной, связанной с соотнесением, сопряжением психологии и этики.

Наконец, последнее, пятое направление, на котором следует остановиться, обозначим как христиански ориентированное, поскольку христианские представления о человеке рассматриваются в нем как опорные, исходные для психологической работы.

Страницы: 1 2 3


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru