Интерпретация результатов исследования
Страница 2

Так, у дошкольников с оптимальным эмоциональным типом отношения в семье преобладает условно нормативный тип поведения, и дети как правило эмоционально принимают своих родителей. В таких семьях преобладают дружеские отношения, взаимопонимание. Родители к ребенку предъявляют посильные требования.

В семьях с излишней эмоциональной дистанцией преобладает демонстративный тип поведения по отношению к родителям и проявляется непринятие своих близких, в частности родителей. Такие отношения в семье возникают, как правило, из-за кратковременного общения, родители не замечают успехов детей, не интересуются их желаниями, вследствие чего ребенок старается показать себя и привлечь к себе как можно больше внимания. В семьях с концентрацией на ребенке со стороны детей преобладает защитный тип поведения, но в тоже время ребенок эмоционально принимает своих родителей, которые являются для него значимыми. Такое поведение является следствием того, что родители чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, подавляют его волю. При таком типе воспитания ребенок стремится сопротивляться, защищаться от навязчивости родителей.

Выводы

1. Анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников показал, что при оптимальном эмоциональном контакте родителей с ребенком дисгармоничных типов воспитания не выявлено. У родителей с эмоциональным типом воспитания излишняя концентрация на ребенке выражен тип дисгармоничного воспитания гиперпротекция. У родителей с эмоциональным типом излишняя эмоциональная дистанция присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания, а также предпочтение в ребенке мужских качеств.

2. Эмоциональное благополучие личности старшего дошкольника характеризуется следующими особенностями. Эмоциональное отношение ребенка к родителям дифференцируется на: эмоциональное благополучие у 43,1% дошкольников, у 27,5 % детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям, а у 29,4% дошкольников – эмоциональное неблагополучие.

Эмоциональное принятие своих родителей наблюдается у 62,7% дошкольников, у 37,3% детей не хотят принимать родителей в свое ближайшее окружение.

Эмоциональное поведение характеризуется тремя типами: 45,1% – условно нормативный тип поведения, демонстративный тип поведения преобладает у 29,4% детей, у 25,5 % детей выявлен защитный тип.

В целом эмоциональное благополучие ребенка в отношении к родителям связано с условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей. Эмоциональная нестабильность в отношении к родителям связана и с условно нормативным, и с демонстративным, и с защитным типами эмоционального поведения. И в семьях у таких дошкольников проявляется эмоциональное принятие своих близких. Эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

3. Установлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника.

Так, демонстративный тип поведения у ребенка проявляется при недостаточности требований/обязанностей в семье, предпочтении детских качеств в ребенке, гипопротекции, а также при проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Защитный тип поведения проявляется при чрезмерности требований/запретов, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликта в сферу воспитания и излишней концентрации на ребенке.

Эмоциональное благополучие в отношении родителей связано с оптимальным эмоциональным контактом между родителями и ребенком. Эмоциональная нестабильность ребенка в отношении родителей проявляется при воспитательной неуверенности родителей, наличии фобии утраты ребенка, а также при неразвитости родительских чувств.

Эмоциональное непринятие своих родителей происходит при игнорировании потребностей ребенка, чрезмерности требований/обязанностей, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликтов в сферу воспитания и предпочтении в ребенке мужских качеств. Излишняя эмоциональная дистанция между родителем и ребенком также способствует эмоциональному непринятию ребенком своей семьи.

Страницы: 1 2 


Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов
Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу по тому, что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью ...

Выводы
- В целом различий между учащимися 2-го и 3-го классов по уровню развития словесно-логического мышления нет. Разница в один учебный год – маленький срок для заметных изменений. Доминирующим у учащихся данных классов является средний уровень развития словесно-логического мышления. - По отдельным компонентам: по уровню развития операции ...

Феномен интериоризации с точки зрения ученых
По мнению К. В. Рубчевского, интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. культурно-историческая теория Л. С. Выготского основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru