Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию
личности государственного служащего в исполнительном органе государственной
властиСтраница 2
2. сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
3. сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;
4.неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
5.неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.
Автор наиболее адекватно признает последнюю из указанных трактовок термина «стресс». Он также признает возможным понимание стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. [34]
В.А. Бодров [7] использует термин «стресс» в следующих значениях.
Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека возбуждение или напряжение (чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор»).
Субъективная реакция – внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения.
Физическая реакция организма на предъявляемые требования или вредоносные воздействия. [7]
А.Б. Леонова [42] считает утомление монотонию, напряженность, различные формы психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием условий труда основными видами функциональных состояний. Состояние является продуктом включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом положительное влияние на успешность самой деятельности. При этом эффективность понимается не только как результативность, но и как приспособленность системы к достижению поставленной перед ней задачи. [42]
Одной из предпосылок противостояния эмоциональному стрессу является присущая некоторым людям высокая эмоционально-волевая устойчивость. Напротив наличие низкой эмоциональной устойчивости, повышенной эмоциональной возбудимости способствуют развитию негативных проявлений стресса (возникновению дистресса). При этом сочетание высоких физических и эмоциональных нагрузок может вызывать развитие стресса даже у опытных, хорошо тренированных спортсменов. Это сопровождается снижением иммунной реактивности и негативными физиологическими и биохимическими реакциями.
Важна, конечно, и продолжительность стресса: бессонная ночь и бессонная неделя, беспрерывные умственные нагрузки, работа за компьютером, отсутствие перерывов и отдыха на рабочем месте. [45]
Таким образом, степень воздействия стресса зависит от самого человека – его физической подготовки, возраста, типа и состояния нервной системы, особенностей личности, профессиональной подготовки. Все эти факторы необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Особенности студенческого возраста
Современные студенты – это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчины – с 21 года. Следовате ...
Воспитание чувств
Воспитание чувств, способности сострадать, переживать чужую боль, как свою, - важнейшая задача нравственного воспитания. Без "биологического чувства жалости к живому" (С. Образцов) человек легко может стать на путь преступления. Эгоистичный, глухой к чужой боли человек не сможет создать семью, а если и создаст, то сделает несч ...
Образование как социокультурный феномен. Тенденции
современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:
• Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современны ...