Другая психология » Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы » Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»

Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
Страница 1

Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация.

П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эмоциогенная ситуация это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями.

Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Постоянная негативная оценка эмоциогенности ситуации и постоянная негативная реакция на данную ситуацию приводят человека к эмоциональному истощению, деперсонализации, снижению рабочей продуктивности, профессиональной деформации личности.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут сначала иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих долгое время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношением к себе как личности. [2]

Профессиональная деформация личности изучается в психологии труда. Это важный момент в профессиональной деятельности. Рассмотрим факторы, которые влияют на профессиональную деформацию личности.

Профессиональная деформация личности - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которое наступает под воздействием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом виде.

Деформация личности в результате профессиональной деятельности зависит от психоэмоциональных личностных свойств.

В «эмоциональном выгорании» играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный. [4]

Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированость, фанатичность (Х. Фрейденберг). У женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, однако это подтверждается не во всех исследованиях. А.Пайнс с коллегами установил связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют «выгорания». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, потому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». [33]

Существуют внешние факторы «выгорания», к организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовый характер работы, не оцениваемый должным образом, имеющий трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы.

В.И. Ковальчук отмечает, что среди организационных факторов «выгорания» существуют такие его причины: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке, физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна, работа без дальнейшего профессионального самосовершенствования, напряженность и конфликты в межличностных отношениях, недостаточная поддержка со стороны коллег, эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации. [33]

Страницы: 1 2


Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании). Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнег ...

Пути преодоления межгрупповых конфликтов
Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайней мере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурс ...

Исследовательские методы в психологии и их классификация
Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога - это процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях, специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от психологического измерения и исследования. Психодиагностику, как считает А.Ф. Ануфриев, можно отнести и к сфере нау ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru