Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»Страница 1
Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация.
П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эмоциогенная ситуация это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями.
Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Постоянная негативная оценка эмоциогенности ситуации и постоянная негативная реакция на данную ситуацию приводят человека к эмоциональному истощению, деперсонализации, снижению рабочей продуктивности, профессиональной деформации личности.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут сначала иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих долгое время (до полугода) совместную деятельность.
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношением к себе как личности. [2]
Профессиональная деформация личности изучается в психологии труда. Это важный момент в профессиональной деятельности. Рассмотрим факторы, которые влияют на профессиональную деформацию личности.
Профессиональная деформация личности - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которое наступает под воздействием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом виде.
Деформация личности в результате профессиональной деятельности зависит от психоэмоциональных личностных свойств.
В «эмоциональном выгорании» играют роль три основных фактора: личностный, ролевой и организационный. [4]
Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированость, фанатичность (Х. Фрейденберг). У женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, однако это подтверждается не во всех исследованиях. А.Пайнс с коллегами установил связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют «выгорания». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, потому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». [33]
Существуют внешние факторы «выгорания», к организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовый характер работы, не оцениваемый должным образом, имеющий трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы.
В.И. Ковальчук отмечает, что среди организационных факторов «выгорания» существуют такие его причины: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений, вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке, физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна, работа без дальнейшего профессионального самосовершенствования, напряженность и конфликты в межличностных отношениях, недостаточная поддержка со стороны коллег, эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации. [33]
Основные направления психологии 20 века.
Новая психология начинается с Вунда(1879). Открыл лабораторию, в основе лежат идеи: 1 .Рене Декарта(дуализм),Вильгейм Лейбниц(идеализм), Джон Локк(материализм).
Предмет П-исследование сознания. Основной метод-метод эксперим. Интроспекции.
Вунд Высшие псих. Функции- память,мыш,речь. А сознание можно разделить на отдельные элементы:ощ,в ...
Понятие «бессознательное». Теория бессознательного в теории Фрейда. Виды
бессознательных явлений
Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофиз ...
Методы оценок внимания
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Под устойчивостью внимания понимается его способность с ...