Заключение
Страница 1

Изложение основного содержания дипломного исследования поз­воляет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем:

1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отра­жающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъ­являемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает нали­чие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, само­оценке, самоконтролю. www.georoot.ru

2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и соци­ологии о приоритете личности или общества заключается не в обособ­лении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования лич­ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви­тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз­личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими.

Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.

4. Учитывая многообразие трактовок феномена личности представляется весьма актуальным глубокое изучение особеннос­тей формирования и развития личности в различных культурах и социальных общностях.

Процесс социализации личности в России имеет свою специфику. На процесс формирования личности оказывают влияние следующие факторы:

I) неблагоприятная политическая и социально-экономическая ситуация;

2) рост социальной и духовной автономии молодого поколения;

З) нарушение механизма культурной преемственности, неспо­собность традиционных социальных институтов снимать социальное напряжение, воспроизводить социальные качества человека и куль­туру как исторически устойчивую целостность;

4) кризис национальной идеологии;

5) высокий уровень конфликтности в обществе;

б) массовая утрата социально-культурной идентичности;

7) падение уровня жизни населения;

8) массовая безработица;

9) широкий спектр явлений социальной патологии и др.

5. Выход из кризиса в российском обществе может произойти благодаря реинтеграции социокультурных ценностей, формированию общих ценностных ориентации для различных социальных групп, ос­нованных на нравственности и рационализме.

В обозримом будущем в нашем обществе скорее всего будут существовать три системы социокультурных ценностей: индустри­ально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие сегодня в стране общепризнанной системы цен­ностей и институализированных средств их достижения обуславлива­ет кризис социализации и является главной причиной социальной аномии в обществе.

Особой акцент необходимо сделать на молодежной политике, которая должна создать условия формирования, развития и социаль­ной востребованности личностного потенциала молодых людей, соз­дать благоприятные экономические и правовые гарантии, которые будут способствовать улучшению качества жизни.

[1] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С.22-23.

[2] Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1.,М.- Вече-Аст, 1999.

[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. – Питер - 1997., С. 24.

Страницы: 1 2 3


Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования
Мотивация, по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Существуют различные трактовки мотивации: побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; предметно-направленная активность определенной силы; побуждающий и оп ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс ра ...

Содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве
Первый этап нашего исследования был посвящен анализу представлений об идеальном отцовстве у мужчин, имеющих собственных детей. Прежде чем раскрывать содержательные аспекты этих представлений, выявленных в ходе интервью, отметим, что участие в нашем исследовании принимали мужчины со средним заработком, как правило, общающиеся со своими д ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru