Формирование личности » Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях

Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
Страница 2

Потеря идентификации, отмечает Ионин, - предполагает восстанов­ление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше. Но в российских условиях такое восстановление не могло осуществляться путем приобщения к какой-то из альтерна­тивных культурных форм или моделей, поскольку в СССР не существо­вало иной, кроме советской, культурной модели, которая была бы представлена соответствующими институтами и при этом достаточно широко распространена и влиятельна.[67]

Однако, альтернативные культурные формы и модели все-таки существовали. Далее сам исследователь признает, что в стране суще­ствовали “зародыши” и разнообразные культурные формы. Под “зароды­шами” он понимает культурную форму в “неразвернутом” состоянии, существующую как совокупность идей и поведенческих предписаний, по тем или иным причинам не нашедшая последовательного воплощения в практическом поведении.

Как правило, логика становления и развертывания культурных форм следующая. Сначала формируется социальный интерес. Происходит его осознание, а затем стихийно или целеустремленно, в виде груп­пового фольклора или в трудах писателей и философов складывается доктринальное оформление этого интереса. Доктрина служит основа­нием его вещных и поведенческих проявлений в разных сферах, жизни: в политике, праве, быту, досуге. В качестве объектов идентификации выступают кумиры или герои (политики, поэты, музыканты и т.д.) Кто сегодня может в России именоваться кумиром? Или, кого мы почита­ем за кумиров, героев? Вопрос почти риторический. Таким образом, налило кризис идентификации, который в обозримом будущем вряд ли будет разрешен.

Н.Ф.Наумова в статье “Жизненная стратегия человека в переходном обществе”[68] пишет, что постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание (“каждый сам за себя”). Вторая - усиление так называемого группового эгоиз­ма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильствен­ных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социально­го сравнения, в результате чего возникают агрессивные типы поведе­ния. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственно­го положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслужен­ное улучшение положения других.

Данные реакции неизбежно порождают в обществе социальные конфликты. В.С.Семенов[69] отмечает, в частности, что среди факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют проти­воречия между тремя основными структурами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, рос­сийско-иностранном, спекулятивном, мафиозном и т.п.) и производи­телях (различных, группах интеллигенции, служащих, рабочих, кресть­ян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).

Противоречия с каждым годом увеличиваются, обостряются и пос­тепенно принимают форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противо­речие стало стержнем всех. сфер жизни нашей страны, импульсом жест­ких и непримиримых конфликтов, объектом, политического манипулиро­вания. Основная масса трудящихся вступает в открытые конфликты с администрацией, видя в ней источник всех своих бед и лишений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Хронемика
Хронемика - это использование времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприя­тие и использование времени является частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.]. Так, общие собрания в африка ...

Сознание как высший уровень психического отражения действительности
Сознание (англ.consciousness) - предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Сознание – это способность человека знать о собственном существовании, о своей реальности. С практической точки зрения сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непо ...

Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4]
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru