Другая психология » Специальная психология » Систематика задержки психического развития (ЗПР)

Систематика задержки психического развития (ЗПР)
Страница 2

· при осложненном психическом инфантилизме:

· при сочетании психического инфантилизма с психоорганическим синдромом (органический инфантилизм по Г.Е. Сухаревой);

· при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом;

· при сочетании психического инфантилизма с невропатическими состояниями;

· при сочетании психического инфантилизма с психоэндокринным синдромом.

2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:

· при задержках развития речи;

· при отставании развития так называемых школьных навыков (чтения, письма, счета);

· при отставании развития психомоторики.

3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).

Энцефалопатические формы.

1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития школьных навыков.

2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.

3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.

4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств.

1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости.

2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве.

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность).

В развитие классификации В.В. Ковалева приведем данные Шалимова В.Ф. и Новиковой Г. Р., полученные в результате клинико-нейропсихологических исследования пограничных психических расстройств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы характеризуют пограничные формы интеллектуальной недостаточности, исходя из соотношения двух критериев: особенности психопатологической картины психического состояния детей и степени возрастной сформированности высших психических функций (ВПФ). На этом основании выделены 4 группы системных психических нарушений, определяющих пограничные формы интеллектуальной недостаточности:

1 группа: несформированная по возрасту эмоционально-волевая сфера, сочетающаяся с явлениями личностной и психической незрелости. Состояние высших психических функций соответствует возрастной норме.

2 группа: нарушения невротического круга, сочетающиеся с несформированными по возрасту отдельными cистемами высших психических функций.

3 группа: последствия церебрально-органической недостаточности с психопатологическими расстройствами психоорганического уровня, сочетающиеся с системными нарушениями высших психических функций в форме их «выпадения».

4 группа: психосоциальные нарушения в виде депривационных расстройств (задержанное или дисгармоническое развитие с патохарактерологическими реакциями) при сформированных по возрасту высших психических функциях.

Выделение степени сформированности по возрасту высших психических функций в качестве одного из ведущих механизмов пограничной интеллектуальной недостаточности дает возможность, во-первых, клинической оценки разной степени пограничной интеллектуальной недостаточности, в том числе и легких форм, в основе которых лежит гетерохрония морфофункционального созревания мозга. Во-вторых, - выделения ведущего фактора, определяющего как нарушение высших корковых функций, так и возрастную несформированность отдельных системных ВПФ (чтения, письма, моторики и т.д.) или, пользуясь терминологией В.В. Ковалева, «отдельных компонентов психической деятельности».

Описаны два ведущих симптомокомплекса нейропсихологических показателей, которые обусловливают пограничную интеллектуальную недостаточность. Первый симптомокомплекс характеризуется отсутствием первичных (структурных) нарушений ВПФ и задержкой формирования по возрасту нового уровня их функциональной организации, отражающего переход с одного этапа онтогенеза на другой. Второй симптокомплекс включает группу нарушений высших психических функций, соответствующих базовым нейропсихологическим синдромам.

Страницы: 1 2 3 4


Тенденции социального самоопределения подростков в различных образовательных средах
В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре социального самоопределения школьников из различных социальных сред. На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки указывают на ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты № 1 (сводные таблицы результатов по классам - см. Приложение 3-6), можно сделать вывод о том, что в большинстве семей родители обладают верным пониманием ценности здоровья, следят за сохранением здоровья своей семьи, стремятся к ведению здорового образа жизни. Это мы можем пронаблюдать по д ...

Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана
Рубрикатор 1. «Измерение мотивации достижения», (ТМД). 2. А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов. 3. Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты. 4. Студенты. 5. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух об ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru