Поведенческая концепция
личностиСтраница 2
Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - исходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подобной награды.
Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характеризуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными.
Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рассматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.
Иными словами, рассматривая проблему личности, Дж.Хоманс, его предшественник (Б.Скиннер) главную роль отводят системе “стимулов”, “подкреплений”, проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т.е. желаемых действий.
Одновременно, как и Хоманс, П.Блау постулировал, что при рассмотрении ассоциаций, включающих явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью между двумя липами, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь трактуется им в качестве своеобразного “базара”, где “акторы” торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды[57].
“Принципы” и “законы” Блау можно сформулировать следующим образом:[58]
Принцип 1, Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.
Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам.
Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей властью располагают партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности.
Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается,
Принцип 5. Чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы “справедливого обмена”.
и другие, Предложив весьма оригинальную концепцию сущности общества, Блау, пожалуй, поставил больше проблем, нежели разрешил их.
Понятие стереотипа в
психологической литературе.
Слово "стереотип" происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие "стереотип" употребляется довольно часто как синоним слов "шаблон" или "стандарт".
Терм ...
Секс как наука и искусство
Можно ли назвать секс наукой или искусством? Или тем и другим вместе взятыми? Или лучше сформулировать вопрос таким образом: чем является секс для многих людей и чем он может и должен быть по идее? И какой взгляд на секс отвечает интересам людей в первую очередь?
Формирует наше отношение к сексу общество, в котором мы существуем. И не ...
Результаты исследования по экспериментально-проективной
методике "Анализ притчи"
Экспериментально-проективная методика "Анализ притчи" направлена на изучение локуса-контроля.
Диаграмма 2.7 1. (КГПУ) Диаграмма 2.7 2. (МГТУ)
- экстернальный локус-контроля;
- интернально-экстернальный локус-контроля;
- интернальный локус-контроля;
- несформированность метафорического мы ...
