Другая психология » Вопросы психологии » Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышленияТеоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.

Мышление. Общая характеристика. Основные формы и виды мышленияТеоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
Страница 1

Мышление - высший познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Как особый психич. процесс М. имеет следующие харак-ки:

1 .обобщённое отражение действительности

2.опосредованной познание объективной реальности (анализ косвенной информации)

З.М.всегда связано с решением той или иной задачи

4.неразрывная связь с речью. М.присутствует опирающийся на непосредственное во всех других познават. Процессах. М. по

форме

:

наглядно-действенное(- вид мышления, восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.)

наглядно-образное(характеризующийся опорой на представления и образы),

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. По характеру М

. бывает теоретическим(образное) и практическим.

Основные формы М.

ПОНЯТИЕ-отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.Понятие могут быть общими (класс однородных предметов) и еденичными (совокупность знаний о каком либо одном предмете). Усвоение этапов сложный процесс, основной является практика:стратегия экземпляра,стратегия проверки гипотезы.

ПОНИМАНИЕ-способность постичь смысл и значение чеголибо(выделяют глубину понимания,отчётливость осознания связей отношений,)

ИНТЕЛЕКТ-совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех гiозновательной деятельности человека. Функции интелекта :успешностьсоциально-психической адаптации,гарантия личной свободы,проф.успешность. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление — это познание законов, правил.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схечы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта”. Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и Целенаправленное решение мыслительных задач. По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Пе

Страницы: 1 2


Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант. Апперцепция выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содер ...

Социальная природа темперамента
Сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность человека к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными «раздражителями ...

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru