О смыслах " космического воспитания" детей
Мария Монтессори начала разрабатывать принципы "космического воспитания" детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватила чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании она выступила в Индии в 1946 году.
Греческий корень "косм" означает "порядок". Следовательно, "космос" с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. "Космическое воспитание" ребенка по Монтессори означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.
Следуя различным "космическим" теориям Монтессори видит во всем творении "единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место". Космическая теория, говорит М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых.
Развитие характера личности в подростковом возрасте
Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к воздействию внешних и внутренних факторов, воздействие которых именно в данной точк ...
Образование как социокультурный феномен. Тенденции
современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:
• Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современны ...
Оценка памяти младшего школьника
Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами и способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти ...