Введение
Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Переживание тревоги влечет за собой чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн тревоги и эмоцию печали.
Важно помнить, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, мысли и поведение.
Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй.
Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение. Значение коррекции тревожности, ее преодоление важно при подготовке студентов к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
В своей работе мы хотим исследовать тревожность у студентов первого курса и провести коррекционную работу на снижение уровня тревожности, с помощью специально подобранных упражнений. Так именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в вузе. Это может вызвать повышение уровня тревожности, что в свою очередь может сказаться на успеваемости студента первокурсника и на его взаимоотношениях с окружающими.
Объект нашего исследования: тревожность как психологическая категория.
Предмет: особенности проявления тревожности у студентов первого курса.
Гипотеза: мы предполагаем, что при помощи системы коррекционно-развивающих упражнений можно снизить уровень тревожности у студентов первого курса.
Мы ставим следующие задачи:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме тревожности.
2. Провести экспериментальную работу для выявления уровня тревожности у студентов первого курса;
3. Провести коррекционную работу по оптимизации уровня тревожности у студентов первого курса;
4. Подобрать рекомендации по коррекции тревожности.
Методологическая основа: в своей работе мы опирались на идеи психологов Р. Мэй, З. Фрейд, А. Прихожан, Дж. Тейлор, рассматривавших особенности тревожности. Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов: психологическая диагностика (шкала ситуативной тревожности, исследование уровня ситуативной тревожности методом математической статистики Т – критерий Стьюдента, изучение общей самооценки (Опросник Казанцевой Г.Н.)).
Методы исследования, результаты и их обсуждение
Cуществует огромное количество разнообразных методик, с помощью которых исследуются особенности зрительной образной памяти. Представим некоторые из них.
Методика «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (приложение 5).
Целью методики являлось определение уровня развития, объёма и особенностей произвольной зрительной обр ...
Человек как личность .соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность»
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной реч ...
Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия челов ...