Другая психология » Проблема отцовства в современной тувинской семьи » Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное исследование структуры отцовства

Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное исследование структуры отцовства
Страница 2

Обще групповая матрица данных была подвергнута факторному анализу с подпрограммой поворота осей «Varimax normalized». В результате обработки данных по выборке мужчин-отцов, было выявлено, что для изучаемого нами феномена можно выделить четыре устойчивых фактора (табл. 1). Устойчивость проверялась путем аналогичной процедуры для половины выборки, полученной случайным образом. Приведем шкалы опросчиков с указанием их факторной нагрузки, которая отражает то, насколько данный пункт содержит в себе некий базисный смысл (фактор). Знак факторной нагрузки имеет математический, а не оценочный смысл и показывает, к какому полюсу фактора относится рассматриваемая шкала. www.tvsubtitles.ru

Фактор 1, включающий следующие параметры — ограничение матери ролью хозяйки дома, подавление сексуальности ребенка, власть матери, ускорение развития ребенка (PARI) (0,723100 0,816629; 0,704940 и 0,794317 соответственно), кроме того, отношения с собственной матерью, чувства при первой встрече с ребенком, подавление воли ребенка, «жертвенность» родителей, строгость родителей, раздражительность родителей, зависимость ребенка от матери, поощрение зависимости ребенка от родителей, подавление агрессивности ребенка, «мученичество» родителей, навязчивость родителей, избегание общения с ребенком (PARI) (0,434502; 0,496484; 0,472188; 0,463385; 0,428503; 0,629101; 0,448172; 0,475823; 0,691540; 0,463911; 0,582999; и -0,488313 соответственно).

Таблица 1

Результаты факторного анализа данных

Первый фактор

Второй фактор

Цели в жизни

0,815392

G (подверженность социальным нормам)

-0,799054

Процесс жизни

0,888908

Q2 (конформизм-нонконформизм)

0,654399

Результативность жизни

0,795097

N (прямолинейность-дипломатичность)

0,698795

Локус контроля Я

0,825203

Н (склонность к риску)

0,5410 43

Локус контроля управляемость жизни

0,717228

С (стрессоустойчивостъ)

0,545964

Общая осмысленность жизни

0,942219

Жертвенность родителей

-0,512188

Возраст отца

-0,501321

Фактор биполярный, объединяет на положительном полюсе различные аспекты родительской заботы, на противоположном — избегание общения с ребенком. Мы предлагаем назвать фактор «Социальные стереотипы родительства». Налицо достаточно четкая дихотомия между представлением о любви родителей как о «жертвенной любви», распространенное в российском обществе, согласно исследованиям К.Н.Сухановой (Суханова К.Н., 2003), и «эгоистическим» отстранением от участия в судьбе ребенка. Если учитывать тот факт, что эти данные получены на выборке мужчин, то становится явным интересный парадокс. Современные статистические данные социологов (de Mause L, 1977) говорят об увеличении количества разводов и о том, что мужчины принимают минимальное участие в воспитании детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве, в то же время представления самих мужчин об отцовстве являют собой прямо противоположную картину. Такое расхождение может быть объяснено тем, что в исследовании принимали участие в основном мужчины, живущие со своими детьми (97%). Однако в любом случае выявление данной дихотомии говорит о представленности этой проблемы в общественном сознании в виде определенных социальных норм, стереотипов «хорошего отца — плохого отца».

Страницы: 1 2 


Развитие мышления
В формировании и развитии мышления можно выделить несколько этапов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями, неотделимыми от практической деятельности. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, т.к. имеет практическую направленность. Следующий этап развития ребенка связан с овладением ...

Специфика личностного развития современных мужчин
В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и современных обществ, именно за женщиной в силу ее репродуктивных способностей закрепляется роль воспитател ...

Рекомендации педагогу по развитию мотивации
Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Рассматрив ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru