Классификация профессий по Е.А. Климову
Страница 2

По условиям труда Е.А.Климов делит профессии на четыре группы:

1) Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2) Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3) Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4) Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Обзорная схема классификации представлена на рисунке.

«Моя профессия»

1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группа профессий

Группы профессий

Б О Н М

Отделы профессий

Р М А Ф

Классы профессий

Г П И

Типы профессий

П Т Ч З Х

Рис. 1 Обзорная схема четырехъярусной психологической классификации профессий

Формула «моей профессии», или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий.

Страницы: 1 2 


Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношения ...

Развитие мышления в онтогенезе
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества. Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющи ...

Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии. Деятельно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru