Выводы
Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.
Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.
Я приведу ряд положений, которые, как показывает анализ публикаций, выдержали научную проверку:
1)некоторые характеристики орального и анального типа личности;
2)некоторые причинные факторы гомосексуальности;
3)некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за сексуальное обладание матерью./
Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со стороны научных методов проверки:
1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и желания;
2)что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
3)что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.
Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.
Методика исследования
Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене).
Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест – на выявление осведомленности; 2-й субтест – на классифик ...
Личностные особенности клиента
В анализе покупательского поведения может пригодиться знание отличительных свойств личности – тип личности. Ведь каждый человек обладает только ему присущим характером, т.е. определенными психологическими качествами, которые он проявляет в окружающей обстановке. Так, люди классифицируются по типам характера на холериков, сангвиников, фл ...
Межличностная коммуникация. Общее понятие коммуникации.
Межличностную коммуникацию можно определить как:
- процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;
- ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;
- взаимодействие, опосредованное символами;
- процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или ...
