Каковы природные ресурсы пожилого человека?
Существует масса психологических задач, которые решают мужчины и женщины пожилого возраста. Самым главным, рубежным событием для большинства пожилых людей является выход на пенсию. Для многих он знаменует приближение старости. Резкую смену привычного образа жизни многие не переносят и смерть после выхода на пенсию – явление достаточно распространенное.
Мужчин и женщин, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы[2]:
1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается, как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей. Таких людей только 9%.
2. Очень бояться выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег. Эта группа насчитывает 70 %.
3. Третья группа людей скорее равнодушна, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять свою жизненную энергию. Они продолжаю свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.
Известный психолог Ананьев Б.Г. выделяет конвергентный и дивергентный типы старения. Конвергентный тип старения характеризуется снижением работоспособности человека и ограничением его психической деятельности. Дивергентный тип старения характеризуется активизацией психического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспособности.
Психологические механизмы дивергентного типа старения заключаются в парной работе больших полушарий мозга. Увеличение количества положительных впечатлений – главное направление регуляции. Слушание музыки, ежедневные прогулки, приятное чтение, интерес к природным явлениям – все это источники повышения тонуса мозга, а, следовательно, работоспособности и настроения. Самое сильное тонизирующее влияние оказывают эмоции от интеллектуальной работы.
Природа позаботилась о жизненных ресурсах организма и в воле человека выбрать тот или иной путь использования и пополнения этих ресурсов.
Могу, хочу, делаю. В этой краткой формуле отражена позиция, которую может и должен занимать каждый пожилой человек по отношению к жизни. «Могу» - это природные возможности человека, «хочу» - мотивационная направленность, «делаю» - проявление активности личности.
После выхода на пенсию человек теряет ответственность за свою работу, а следовательно, и тот стимул, побуждал его к развитию, поддержанию должной формы. В этом случае чрезвычайно важно сохранить ответственность за себя, свой внутренний мир, свои поступки, действия, остаться самостоятельной личностью, как это было ранее.
Движущей силой во всех случаях является надежда на успех, желание достичь намеченной цели. Помимо этого все потенциалы человека являются единым целым, поэтому сохраняя, например, общую трудоспособность, мы увеличиваем жизнеспособность, а, следовательно, и жизнеобеспечение интеллектуальной деятельности.
Особое место в жизни пожилого человека занимает общение. Оно активизирует коммуникативный потенциал, который является необходимым условием развития интеллекта человека. Инициатива, активность, интерес к собеседнику, стремление понять его проблемы, отзывчивость – все это необходимые условия не только общения, но и развития потенциалов человека. Сохранение этих потенциалов и постоянная активизация должны стать главной задачей пожилого человека.
Авторские подходы к изучению темперамента.
Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое практически в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множес ...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...
Выводы
Методика диагностики межличностных отношений - создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что используя ее в данном эксперименте можно выявить преобладающие типы отношений к людям. Эта методика получила применение в исследовании взаимоотношений в производственных коллективах.
При исследова ...