Психологическая помощь на разных этапах разводаСтраница 6
Один из основателей американской семейной терапии Р. Лэнг убежден, что даже сегодня слово «брак» для многих означает клятву, обещание, и нарушение этой клятвы человек воспринимает очень болезненно. Психологические проблемы на разных этапах развода особенно трудны для партнеров. Поэтому необходимо терапевтическое сопровождение на всех стадиях развода. В зависимости от индивидуальных особенностей пары и протекания развода оно может иметь различные формы. Супруги могут нуждаться как в информационно-консультативной, так и психотерапевтической поддержке. Система работы с семьями может строиться в двух направлениях: помощь отдельному человеку, внимание к его личным проблемам и изучение конфликтующих социальных групп, представленных в конкретной семье (В. Сатир). Основными тенденциями психотерапии в ситуации развода, на наш взгляд, являются, во-первых, работа специалиста с человеком, обратившимся за помощью, и, во-вторых – с «расширенной семьей», которая может включать не только его родственников, но и знакомых, друзей. В случае необходимости люди с психическими проблемами, нарушениями поведения, переживающие семейные конфликты, могут получить профессиональную помощь в психологических консультациях. Если собственные попытки преодоления кризиса в супружеских отношениях потерпели неудачу и ресурсы поддержки в социальной сети недостаточны или кажется, что нет возможности найти решение, первое, что нужно сделать, – разыскать семейную консультацию, где есть специалисты по данной проблеме.
Семейно-центрированная практика как модель социальной работы сосредоточена на взаимоотношениях человека, его семьи и их окружения, влияющих, в свою очередь, на более широкие социальные силы и системы, в которые они включены.
Социальная психология и психотерапия исходят из того, что надежные социальные отношения между членами семьи, родственниками, подругами оказывают позитивное влияние на психическое самочувствие и здоровье. Принадлежность к группе, семье поддерживает чувство самоценности, помогает справиться с кризисами, конфликтами и напряжением, а также с факторами риска для здоровья. Психологические консультативные мероприятия должны не только концентрироваться на патологии и разработке путей ее преодоления, но и включать целенаправленный поиск и поддержку социальных ресурсов. Таким образом, психосоциальная практика тесно связывается с концепцией действий для поддержки психической компетентности (индивидуальными ресурсами и стратегиями создания сети социальных контактов) – это называется работой с сетью. Консультирование, ориентированное на сеть социальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а как их дополнение и дальнейшее развитие. Первый уровень ориентированного на сеть консультирования – это содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиентов с окружающими людьми. Анализ сети – это метод визуального содержательного представления социальных отношений человека. С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований в отношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности. Опыт исследований показывает, что эта форма представления побуждает человека, нуждающегося в психологической помощи, осмыслить свои социальные отношения и в то же время позволяет специалисту относительно просто встроить практику визуализирования в интервью. Благодаря ярко выраженным диалогично-рефлексивным качествам метод «карты сети» можно эффективно использовать в консультативно-терапевтической практике. При исследовании сети возможны различные варианты визуального представления социальных отношений. Например, группа психологов под руководством австрийского ученого Ф.Штрауса использовала систематизированную форму, позволяющую испытуемым проанализировать различные сферы своей жизни в сравнении с областями родственной сети (семья, родственники, друзья, соседи).
Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы.
1. В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и их структуру.
2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».
3. Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «я».
4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.
5. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.
Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной
психологии
Со второй половины 50-х годов получает дальнейшее развитие специальная психология, ориентированная на практику обучения детей с психическими отклонениями. Тематика исследований в данной области преимущественно была связана с изучением познавательных процессов - восприятие, память, мышление и речь. За последние годы тематический набор су ...
Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с
нарушениями зрения. Организация
исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста.
Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...
Собственно, Общая теория развития личности
От определений терминов перейдем, собственно, к общей теории развития личности
. Итак, Фрейд выделил четыре последовательных стадий развития личности:
1. Оральная фаза
2. Анальная фаза
3. Фаллическая фаза
4. Латентный период
5. Генитальная фаза
В общую схему развития Фрейд включил латентный период, приходящийся в норме на про ...