Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Проблемы развития мышления школьников в современной психологии. Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблемы развития мышления школьников в современной психологии. Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 8

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа: первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе – путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему (О.К. Тихомиров, 1984 г.).

Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Таково различие практического и теоретического интеллекта (Б.М. Теплов, 1975 г.). Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т. д.

В психологии выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический.

Наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм отражения реальности. Так, на наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. На следующем уровне реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений практических действий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного п ...

Анализ обращений, связанных с семейными проблемами (насилие в семье).
Обращения по поводу семейных отношений в среднем составляют 3,8%. Это темы, связанные с изменой, разводом, конфликтными отношениями, сексуальной и/или психологической совместимостью. Отдельно хотелось бы остановиться на теме насилия в семье. О семейном насилии заявляется редко и часто не напрямую (“Муж иногда руки распускает”). Между т ...

Приложения
Приложение 1 Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков. Авторы: И. В. Дубровина, Инструкция: Уважаемые школьники! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов рядом с пунктом напишите свое мнение на поставленный вопрос). a. Каким ты видишь себя через 10 лет? b. Какие и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru