Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Проблемы развития мышления школьников в современной психологии. Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблемы развития мышления школьников в современной психологии. Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 8

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа: первое совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона, второе – путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему (О.К. Тихомиров, 1984 г.).

Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Таково различие практического и теоретического интеллекта (Б.М. Теплов, 1975 г.). Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т. д.

В психологии выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический.

Наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм отражения реальности. Так, на наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. На следующем уровне реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений практических действий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, был ...

Измена и ревность
И как же мы можем относиться к сексу как к игре, когда с сексом связаны вопросы жизни и смерти? Но то, что жизни - это понятно. Но вот что касается смерти - это вещь уже менее приятная, а значит, и более серьёзная. Давайте вспомним классиков, и в первую очередь Шекспира и его незабываемого Отелло. Сюжет данного произведения таков. Главн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru