Другая психология » Основы психологии и педагогики » Психические процессы. Ощущение как психический процесс

Психические процессы. Ощущение как психический процесс

Психический процесс

— это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и

раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение.

Ощущение

— это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор,

состоящий из трех частей:

• рецептор — часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

• нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

• корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

• Внешние ощущения — зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела.

• Внутренние ощущения — голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.

• Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения.

За пределами нижнего порога ощущение еще не возни­кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ■ уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

• Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность.

• Закон адаптации (приспособления) — состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

• Закон контрастности — состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном — светлее.


Исследование феномена тревожности студентов первого курса в психологических исследованиях. Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...

Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей
Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возла ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru