Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность)
структуры темпераментаСтраница 1
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность. Для оценки этих свойств темперамента исследователи разработали опросники для разных возрастных групп. При диагностике темперамента взрослых опросники заполняются либо самими испытуемыми, либо экспертами — теми, кто хорошо знает испытуемых. При диагностике темперамента детей опросники заполняются их родителями, воспитателями и учителями. Кроме опросников, исследователи используют и объективные методы, прежде всего наблюдение за поведением человека в естественных условиях. Активность представляет собой проявление общего энергетического уровня в моторике. Об активности свидетельствуют три показателя — темп движений, интенсивность и выносливость испытуемого. О темпе реакций (основном показателе активности) можно судить по быстроте движений. Люди, обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительные движения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте и т.д. Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеют высокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко ее распахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительная жестикуляция. Третий показатель — выносливость — свидетельствует о способности долго оставаться активным, не уставать. Эмоциональность рассматривается авторами как проявление двух негативных эмоций — страха и гнева. О страхе судят по интенсивности стимула, необходимого для возникновения этой эмоции; по длительности последействия (то, что испугало, уже давно исчезло, а страх остался); по разнообразию ситуаций, которые вызывают страх (одни боятся змей, другие — не только змей, но и собак, ос и черных кошек); по физиологическим реакциям, свидетельствующим о состоянии активации. Гнев, так же как и страх, определяется по интенсивности стимула, необходимого для возникновения эмоции, а кроме того — по длине латентного периода (сколько времени проходит между стимулом, вызвавшим реакцию, и появлением реакции) и по продолжительности реакции. Положительные эмоции не включаются в показатель эмоциональности, поскольку авторы этого подхода не согласны с тем, что они образуют самостоятельные проявления свойств темперамента. Положительные эмоции, по их мнению, являются компонентами не эмоциональности, а других свойств темперамента — активности и социабельности. Социабельность (или общительность) — обнаруживается в желании быть среди других людей. Люди с высокой социабельностью избегают одиночества, легко знакомятся с другими людьми, предпочитают деятельность, связанную с общением. Проявление трех этих свойств темперамента может меняться под влиянием внешних воздействий, однако возможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подвержены научению внешние проявления эмоциональности, а меньше всего — активности. В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и приемные). Рассмотрим некоторые из полученных результатов. При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение. Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутрипарные корреляции. Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, было предположено, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. По мнению авторов исследования, родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. У МЗ близнецов это не происходит, вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно.
Особенности и характер функционирования психики
человека
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных «устройств». Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая ...
Синдром эмоционального выгорания. Синдром
эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, д ...
Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство
и отцовство как социальные институты
Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является синонимом родительскому отношению, в связи с чем исследователи, обсуждая проблему детско – родительски ...