Другая психология » Формирования эмоциональной сферы и межличностного общения у младших школьников » Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Страница 2

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка, усвоение им норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение [24, с. 214].

Для совместной деятельности наиболее типичны следующие стратегии поведения ее участников по отношению друг к другу:

содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ним действий;

уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют, но и требуют его во имя достижения общих целей.

А.Л. Журавлев пишет, что различное сочетание этих трех стратегий определяют типичные ситуации взаимодействия.

Если же рассматривать диадное взаимодействие, как наиболее простой и показательный его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:

сотрудничество – оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия;

однонаправленное содействие – один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему;

компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Хотя диадное общение и распространено, все-таки это лишь элемент системы общения. В этой системе важны и значимы все формы.

Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

максимилизации общего выигрыша (мотив кооперации);

максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм);

максимилизации относительного выигрыша (конкуренция);

максимилизации выигрыша другого (альтруизм);

минимизации выигрыша другого (агрессия);

минимизации различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции);

противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

компромисс реализуется на частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

избежание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основные модели образования как педагогического процесса
Образовательной функции социально-личностного вос­производства соответствует традиционная модель образо­вания, а функции развития — инновационная модель. Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся зна ...

Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный ...

Составление структурно-логической схемы
...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru