Другая психология » Формирования эмоциональной сферы и межличностного общения у младших школьников » Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Страница 2

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка, усвоение им норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение [24, с. 214].

Для совместной деятельности наиболее типичны следующие стратегии поведения ее участников по отношению друг к другу:

содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ним действий;

уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют, но и требуют его во имя достижения общих целей.

А.Л. Журавлев пишет, что различное сочетание этих трех стратегий определяют типичные ситуации взаимодействия.

Если же рассматривать диадное взаимодействие, как наиболее простой и показательный его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:

сотрудничество – оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия;

однонаправленное содействие – один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему;

компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Хотя диадное общение и распространено, все-таки это лишь элемент системы общения. В этой системе важны и значимы все формы.

Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

максимилизации общего выигрыша (мотив кооперации);

максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм);

максимилизации относительного выигрыша (конкуренция);

максимилизации выигрыша другого (альтруизм);

минимизации выигрыша другого (агрессия);

минимизации различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции);

противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

компромисс реализуется на частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

избежание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Страницы: 1 2 3 4 5


Заключение.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении по нескольким причинам: • около 70% информации челов ...

Поведенческая концепция личности
В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло­гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо­средственные ко ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты № 1 (сводные таблицы результатов по классам - см. Приложение 3-6), можно сделать вывод о том, что в большинстве семей родители обладают верным пониманием ценности здоровья, следят за сохранением здоровья своей семьи, стремятся к ведению здорового образа жизни. Это мы можем пронаблюдать по д ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru