Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных
отношений в младшем школьном возрастеСтраница 2
Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.
Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка, усвоение им норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение [24, с. 214].
Для совместной деятельности наиболее типичны следующие стратегии поведения ее участников по отношению друг к другу:
содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;
противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ним действий;
уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют, но и требуют его во имя достижения общих целей.
А.Л. Журавлев пишет, что различное сочетание этих трех стратегий определяют типичные ситуации взаимодействия.
Если же рассматривать диадное взаимодействие, как наиболее простой и показательный его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:
сотрудничество – оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
уклонение от взаимодействия – партнеры стараются избегать активного взаимодействия;
однонаправленное содействие – один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
контрастное взаимодействие – один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему;
компромиссное взаимодействие – оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Хотя диадное общение и распространено, все-таки это лишь элемент системы общения. В этой системе важны и значимы все формы.
Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
максимилизации общего выигрыша (мотив кооперации);
максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм);
максимилизации относительного выигрыша (конкуренция);
максимилизации выигрыша другого (альтруизм);
минимизации выигрыша другого (агрессия);
минимизации различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции);
противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
компромисс реализуется на частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
избежание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества:
- хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход);
- способность руководить;
- коммуникативные способности (умени ...
Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс ра ...
Задание 3. Составление списка учёных разрабатывавших конкретную проблему
№ П/п
Ф. И. О. психолога
Годы жизни
Вклад в науку
1.
Дэвид Маккеланд
1917 - 1998
Проводил исследования в области мотивации достижения, использовал методику Г. Мюррея ТАТ, с целью изучения человеческих побуждений.
2.
Генри Александр Мюррей
1893 - 1988
Одним из первых, стал рассматривать мотивы как ...