Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Страница 1

Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом.

Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды. Более подробно анализ полученных данных по данным проблемам представлен в последующих параграфах работы.

Для выявления степени удовлетворенности жизнью был использован опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению». В целом по учреждениям были получены следующие данные:

Таблица1

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

Учреждение

Зона соц. самочувствия

Школа

44 человека

Школа - интернат

20 человек

Высокая

5%

10%

Хорошая

45%

60%

Средняя

43%

25%

Низкая

7%

5%

Состояние социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях также представлены в виде кривых Гаусса на Рисунке 1:

Рисунок 1

Графическое изображение состояния социального самочувствия подростков в различных образовательных учреждениях

2010-12-27_214122.gif

Из построенных графиков видно, что кривая нормального распределения по средней школе наиболее схожа с классической кривой Гаусса, в то время как кривая нормального распределения по школе-интернату имеет положительное смещение, т. е. там наблюдается больший процент респондентов с хорошим социальным самочувствием.

Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:

ü В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.

ü Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.

Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации [58, с. 36].

Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:

а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов понимают свободу как «свободу от».

Для них свобода – это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.

б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».

Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения [58, с. 36-37].

Страницы: 1 2


Общая теория развития личности
Как уже говорилось выше, по Фрейду, в основе всей психической жизни человека лежат врожденные «первичные влечения». Они образуются из противоречивого сочетания сексуальных инстинктов и влечения к смерти (Эроса и Танатоса). Эти влечения каждого человека в детстве вытесняются из сферы его сознания и образуют «бессознательное», которое як ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания. 1. Образование смысло ...

Понятие материнской любви
Любовь матери к ребёнку – одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет – ребёнок, его благополучие) (Вилюанс В.К.,1976) У каждого человека эмоции и чувства проявляются по – разному. Это можно сказать и о чувстве материнской ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru