Введение
Страница 1

В рамках психогенетики исследования экстра-, интроверсии, нейротицизма, психотицизма, эмоциональности, активности и социабельности традиционно проходят в контексте изучения темперамента, к которому относят, помимо этих, еще ряд формально-динамических характеристик поведения человека. Эти черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, иначе говоря, они не характеризуют содержательную сто­рону психики (хотя, конечно, опосредованно влияют на нее).

Оценка подобных особенностей поведения близнецов 21-25 месяцев жизни (х = 23 мес.) была проведена Э.Ф. Кириакиди. Исследование проводилось по методике Н. Бейли (одна из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагности­ки детского развития). Используемая автором часть шкалы объединяется в три фактора: эмоциональность, экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: нали­чие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэф­фициент наследуемости от этих обстоятельств не зависит. Генетический ком­понент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и 0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях боль­шую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и активность оказались связанными генетической корреляцией (rG = 0,45), что свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы генов, определяющих вариативность обеих черт.

Несколько иной подход к исследованию динамики поведения де­тей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, в котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), ре­гулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, напри­мер, проявлений голода, отправления физических функций, смены циклов сна и бодрствования и т.д.); приближение-удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и дви­гательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на но­вую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активно­сти; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее воп­реки помехам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследова­ния А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты ко­торого в табл. 10.1 [по: 132; гл. VIII].

Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента.

Поданным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (оно началось в 1957 г.; первичная выборка– 133 ребенка раннего возраста), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», пло­хая адаптивность и высокая интенсивность реакций.

Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йор­кском исследовании в парах возрастов получены положительные корреляции: 1 год и 2 года – 0,42; 2 и 3 года – 0,37; 3 и 4 года – 0,29; в Колорад­ском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 соответ­ственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпера­ментом в период ранней взрослости (17-24 года): корреляции с оценками, полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но затем, в 3 и 4 года, они уже равны 0,31 и 0,37 (подумаем: ведь это интервал в 15-20 лет!).

Таблица 10.1

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании темперамента А. Торгерсен

Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотноше­нию дисперсий внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о боль­шем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического компонента в изменчивости признака.

Страницы: 1 2


Роль матери в формировании девочки подростка
Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщины необходимо обратится к проблеме воспитания девочки-подростка, так как девочка – будущая женщина. Х ...

Система работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Особенности обучения детей с ограниченными зрительными возможностями (острота зрения от 0,01 до 0,3) - педагогическая коррекция нарушения зрительных функций должна предусматривать создание специальных условий для зрительного восприятия: -освещённость рабочей зоны в 500-1000 лк, -соответствие мебели росту ребёнка, - правильное использ ...

Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании). Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнег ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru