Другая психология » Психологический эксперимент как специфический метод исследования » Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии

Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии

1. Проблема детерминизма и экспериментальная психология

Начиная с 17 века в рамках медицины, биологии, физиологии проводятся исследования, направленные на выявление физиологических посылок психических явлений. В нач. 18 века была открыта рефлекторная дуга, и началось исследование рефлекторной активности человека. В нач. 19 века в исследовании Фехнера, Миллера и др. физиологов устанавливаются основные психофизиологические закономерности функционирования органов чувств человека. Психофизические и психофизиологические исследования привели к выделению в эмпирических данных проявлений психики особого вида реальности, особой формы движения материи. Сущность психофизиологических подходов к построению в психологии заключалась в том, что исследователи пытались найти материальные предпосылки, обусловливающие психические явления. Т.о. реализовывался принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений в природе.

2. Основные принципы экспериментальной психологии

В экспериментальной психологии используются как общепсихические, так и специальные принципы, кладущиеся в основу как теоретических, так и эмпирических исследований.

Общепсихологические принципы:

-детерминизма

-исследования в развитии

-принцип системности

-единства сознания и деятельности

-исторической обусловленности

Специальные принципы:

-соответствия методов и структуры исследования объекту;

-надежности и воспроизводимости результатов;

-полноты исследования объекта.

3. Построение методологии экспериментального исследования

Построение методологии ЭИ (экспериментального исследования) предполагает соответствие используемых методов и методик основным теоретическим понятиям исследования и связанными с ними этими понятиями принципов. Наиболее полно методологические подходы проявляются в связи с основными научными шкалами психологии. Наиболее сложной задачей построения методом исследования становится в том случае, когда исследователь использует теоретические и экспериментально-диагностический аппарат различных шкал. (5)


Понятие аномального развития как различных форм дизонтогенеза
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки ра ...

Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны. Однако, всегда можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей. Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п. Депривация — это сост ...

Специальная психология в системе практической психологии
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном прои ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru