Другая психология » Психологический эксперимент как специфический метод исследования » Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии

Теоретические и методологические основы экспериментальной психологии

1. Проблема детерминизма и экспериментальная психология

Начиная с 17 века в рамках медицины, биологии, физиологии проводятся исследования, направленные на выявление физиологических посылок психических явлений. В нач. 18 века была открыта рефлекторная дуга, и началось исследование рефлекторной активности человека. В нач. 19 века в исследовании Фехнера, Миллера и др. физиологов устанавливаются основные психофизиологические закономерности функционирования органов чувств человека. Психофизические и психофизиологические исследования привели к выделению в эмпирических данных проявлений психики особого вида реальности, особой формы движения материи. Сущность психофизиологических подходов к построению в психологии заключалась в том, что исследователи пытались найти материальные предпосылки, обусловливающие психические явления. Т.о. реализовывался принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений в природе.

2. Основные принципы экспериментальной психологии

В экспериментальной психологии используются как общепсихические, так и специальные принципы, кладущиеся в основу как теоретических, так и эмпирических исследований.

Общепсихологические принципы:

-детерминизма

-исследования в развитии

-принцип системности

-единства сознания и деятельности

-исторической обусловленности

Специальные принципы:

-соответствия методов и структуры исследования объекту;

-надежности и воспроизводимости результатов;

-полноты исследования объекта.

3. Построение методологии экспериментального исследования

Построение методологии ЭИ (экспериментального исследования) предполагает соответствие используемых методов и методик основным теоретическим понятиям исследования и связанными с ними этими понятиями принципов. Наиболее полно методологические подходы проявляются в связи с основными научными шкалами психологии. Наиболее сложной задачей построения методом исследования становится в том случае, когда исследователь использует теоретические и экспериментально-диагностический аппарат различных шкал. (5)


Приложения
Степень выраженности тематики обращений у различных возрастных групп. ...

Тест Тулуз-Пьерона
1. Тренировка выполнения теста В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей. Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня ...

Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Организация исследования
Исследование проводилось среди семиклассников в школе № 23 г.Йошкар-Ола. В соответствии с целью и задачами исследования было проведено экспериментальное исследование самооценки подростков из неблагополучных семей. Было обследовано 30 человек, из них: 10 человек - подростки, живущие в неблагополучных семьях, 20 человек - подростки, живу ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru