Психология как наука
Психология (от греч. psyche - душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, данных человеку в форме непосредственных, не отчужденных переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью к самонаблюдению, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укрепляющая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении органов чувств и мозга.
С середины 16 века благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе, психология начала обособляться от философии и физиологии, т.к. установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия человека, с внешней средой, сами являются активным причинным фактором его поведения.
Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в психологии, которая развивается между данными о природе и о культуре, переходящими в ее собственные понятия, и в свою очередь используемые другими науками. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и сущность, обеспечивающую ее целостность как самостоятельной науки.
Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...
Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознан ...
Мимика
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и яв ...
