Метод психологического
дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации
раненых.Страница 1
Метод «дебрифинга критического инцидента»
, разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.)
Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного профессионала, это особым образом организованное групповое обсуждение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам кризисного инцидента справиться с психологическими последствиями кризиса, а также выработать навыки, которые необходимы в случае повторного столкновения с подобной ситуацией. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, возможно, через несколько часов или дней после трагедии. Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.[51] Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать на впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, – у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.
Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса и. предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств [52]
Задачи дебрифинга:
· Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.
· Способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.
· Уменьшение индивидуального и группового напряжения.
· Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.
· Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.
· Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.
· Информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.
Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов-дибриферов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.
Время проведения четко обозначается вначале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.
Дебрифинг имеет четкую структуру и включает в себя семь последовательных фаз:[53]
1. вводная фаза;
2. фаза описания фактов;
3. фаза описания мыслей;
4. фаза описания переживаний;
5. фаза описания симптомов;
6. фаза обучения;
7. завершающая фаза
Вводная фаза.
Начинается процедура со знакомства – дебриферы и участники представляются. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.
Затем устанавливаются цели дебрифинга – помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг – это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться.
Для создания атмосферы безопасности принимаются правила. Рекомендуемые правила:
· Оставаться в течение всего времени (два часа).
· Говорить только от себя (не обобщать высказывания).
· Не уходить от темы.
· Право не высказываться.
· Относиться друг у другу с уважением, не высказывать оценочных суждений.
· Сохранение конфиденциальности.
Участники могут дополнить этот список. Могут задать уточняющие вопросы. Правила обозначаются для того, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников. Декларируется, что ни одного из членов группы не могут принуждать говорить что-либо против его воли. Единственное условие участия – они должны назвать свое имя и выразить свое отношение к катастрофе или тому событию, участником или свидетелем которого они были. Однако от них требуется умение выслушивать, не перебивая и давая возможность высказаться всем желающим.
Приложения
Приложение 1
Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей
Контрольная группа
№Испыт.
Нарушение
1
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
2
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
3
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
4
Амблиопия высокой степени
5
Сходящиеся аккамадацио ...
Теоретический анализ изучения проблемы духовно-нравственного становления
современных подростков. Психологические особенности
современных подростков
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы [33, с.345]. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в тре ...
Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...
