Авторские подходы к изучению темперамента.
Страница 2

Независимо от перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего, на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени. www.basicpsy.ru

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость

изменения эмоции

, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл.1).

Таблица 1

Классификация темпераментов

(по Вундту)

Скорость изменяемости чувств

Сила чувств

 

сильные

слабые

быстрая

холерик

сангвиник

медленная

меланхолик

флегматик

Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время, нивелированное отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. В рамках проводимого исследования темперамент рассматривается как совокупность формально – динамических характеристик. Он характеризуется следующими отличительными признаками:

1. Природной обусловленностью и высокой корреляцией со свойствами нервной системы;

2. Онтогенетической первичностью;

3. Устойчивостью в течение длительного периода жизни человека;

4. Формальным характером и независимостью от содержания конкретных форм деятельности;

5. Универсальностью проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

6. Выступает как способ распределения энергии в окружающем мире по отношению к людям и деятельности [23].

Русалов В.М. В соответствии с отличительными признаками темперамента, в рамках функциональной концепции Анохина П.К., разработал структурную модель темперамента, реализующую представления о природе и структуре темперамента. Предложенная модель описывает четыре фундаментальных свойства темперамента: эргичность, пластичность, скорость (составляют блок характеристик активности), эмоциональность [14].

Вывод по главе:

Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг [3]. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова, опыты которого недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.

Страницы: 1 2 


Методы психологического исследования
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данна ...

Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется перех ...

Вывод
Рассказывая подростку о любви, необходимо привлекать не только популярную медицинскую литературу, но и классические произведения отечественных и зарубежных писателей, в которых откровенно, но одухотворенно и чисто сказано о самом интимном. Например, пушкинское "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем ." или "Зимняя ночь&qu ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru