Авторские подходы к изучению темперамента.
Страница 2

Независимо от перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего, на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость

изменения эмоции

, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл.1).

Таблица 1

Классификация темпераментов

(по Вундту)

Скорость изменяемости чувств

Сила чувств

 

сильные

слабые

быстрая

холерик

сангвиник

медленная

меланхолик

флегматик

Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время, нивелированное отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. В рамках проводимого исследования темперамент рассматривается как совокупность формально – динамических характеристик. Он характеризуется следующими отличительными признаками:

1. Природной обусловленностью и высокой корреляцией со свойствами нервной системы;

2. Онтогенетической первичностью;

3. Устойчивостью в течение длительного периода жизни человека;

4. Формальным характером и независимостью от содержания конкретных форм деятельности;

5. Универсальностью проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

6. Выступает как способ распределения энергии в окружающем мире по отношению к людям и деятельности [23].

Русалов В.М. В соответствии с отличительными признаками темперамента, в рамках функциональной концепции Анохина П.К., разработал структурную модель темперамента, реализующую представления о природе и структуре темперамента. Предложенная модель описывает четыре фундаментальных свойства темперамента: эргичность, пластичность, скорость (составляют блок характеристик активности), эмоциональность [14].

Вывод по главе:

Начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг [3]. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова, опыты которого недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.

Страницы: 1 2 


Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превративши ...

Содержание формирующего эксперимента
Формирующий этап эксперимента проводился автором дипломной работы с младшими школьниками из группы испытуемых в течение с марта по сентябрь 2006 года. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа. Пояснительная записка. Целенаправленное воздействие на детей 7-и летнего возра ...

Тест Тулуз-Пьерона
1. Тренировка выполнения теста В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей. Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru