Заключение
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его эмоционального неблагополучия. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.
Поставленная в исследовании цель по теоретическому и эмпирическому изучению взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей эмоционального благополучия дошкольников, а также выявлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.
Выдвинутые в исследовании гипотезы получили свое подтверждение, что позволяет говорить о взаимосвязи эмоционального благополучия личности дошкольника с типами семейных взаимоотношений. А именно, особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с дисгармоничным родительским воспитанием; эмоциональное отношение родителей к ребенку взаимосвязано с эмоциональным поведением ребенка; родительское эмоциональное отношение к дошкольнику взаимосвязано с его эмоциональным отношением к семье.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами и педагогами, в работе по коррекции и профилактике эмоционального неблагополучия и нестабильности у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа может проводиться с семьей в целом (и с родителями, и с их детьми) для построения конструктивного взаимодействия внутри семьи, предупреждения возможных эмоциональных проблем их детей с окружающими.
Пример
Случаи межгрупповых взаимоотношений встречаются в подавляющем большинстве организаций. В качестве примера приведу ситуацию в абстрактном охранном предприятии «Булава», занимающимся охраной частных квартир, зданий, построек, а также сопровождением грузов при перевозке автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. В данной организ ...
Социальная ориентация современных подростков и юношей
Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д.
В структуре мироощущения современны ...
Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных
взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников. Описание
результатов исследования родительского отношения к
Исследование дисгармоничного типа родительского воспитания в семье дошкольников
В нашем исследовании приняли участие 26 мальчиков и 25 девочек, в возрасте 5 лет – 22 человека, 6 лет – 29 человек, 40 детей из полных семей и 11 из неполных.
По результатам исследования дисгармоничных типов родительского воспитания (рис. 1) отмечается, чт ...
