Формирование личности » Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда
Страница 1

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису­щие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор­мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био­логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело­веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан­нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас­таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред­ков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуаль­ный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции/[43].

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бы­тия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность раз­личных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта яв­ляется всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся коли­чественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов[44]. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко­нечном результате составляет только продукт дифференциации энер­гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно ис­кать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представ­ляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспомина­ниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Су­пер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. По­скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело­веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза[45].

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, - наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель­ности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения сво­их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ­ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Страницы: 1 2 3


Рекомендации педагогу по развитию мотивации
Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Рассматрив ...

Сексуальные проблемы
Вероятно, нет человека, которому нужны сексуальные проблемы. Точно так же как нет человека, у которого никогда не было никаких сексуальных проблем. И что интересно, сексуальные проблемы появляются с течением времени, когда, казалось бы, опыт в данной сфере наоборот должен был бы способствовать гармонизации сексуальных отношений. Законом ...

Интерпретация результатов исследования
Ученые единодушно признают, что эмоциональное благополучие является базисным компонентом, обеспечивающим нормальное психическое развитие ребенка, его физическое и психологическое здоровье (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Вместе с тем, большинство исследователей подчеркивает влияние особенн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru