Другая психология » Вопросы психологии » Основные виды деятельности и их характеристика

Основные виды деятельности и их характеристика

1. Традиционно принято считать, что основным и психоло­гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како­го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат явля­ется не общественно, а индивидуально значимым и со­стоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфиче­ским признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступа­ет сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче­ских новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделе­ние индивидуальной и совместной деятельности. Совмест­ная деятельность реализуется в отличие от индивидуаль­ной так называемым коллективным субъектом, т. е. дву­мя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной дея­тельности являются пространственное и временное при­сутствие участников деятельности, ролевая и инструмен­тальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компо­нента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразде­ляется на подтипы: например, на непосредственно-со­вместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

3. Наиболее традиционной является, видимо, классифика­ция видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделя­ются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климо­вым, где выделяется пять основных типов профессио­нальной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «чело­век — художественный образ».

4.Деятельность принято разделять также на исполнитель­скую и управленческую (организационную). Первая харак­теризуется тем, что субъект труда непосредственно воз­действует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обыч­но не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает инфор­мацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие зве­нья: в виде таблиц на экране или в любом другом знако­вом виде. Таковой является, например, деятельность опе­раторского типа.


Характеристика современного этапа в развитии отечественной специальной психологии
Со второй половины 50-х годов получает дальнейшее развитие специальная психология, ориентированная на практику обучения детей с психическими отклонениями. Тематика исследований в данной области преимущественно была связана с изучением познавательных процессов - восприятие, память, мышление и речь. За последние годы тематический набор су ...

Организационные и методологические принципы психологической помощи на “Телефоне Доверия”. История становления “ТД”.
История становления телефонной службы психологической помощи населению ведется с начала века. В 1960г. в Нью-Йорке была основана “Лига - спасите жизнь”, целью которой было предоставление моральной и психологической помощи по телефону. В Европе этот процесс начался после второй мировой войны, когда в 1948 г. психиатры Х. Хофф и Е. Ринге ...

Рекомендации
Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru