Профессия и "выгорание"
Страница 1

Среди работодателей существует тенденция - возлагать ответственность за "выгорание" на своих сотрудников, не заботится о профилактике профессиональных стрессов и не тратить время и деньги на реабилитационные или оздоровительные программы для работников, подвергшихся "выгоранию".

Отчасти это связано с психологической некомпетентностью руководителей, незнанием причин профессионального выгорания и его последствий для организации. Работодатели часто полагают, что если сотрудник "сгорел на работе" (у него нет прежней энергии и качество работы хуже), то причины этого кроются исключительно в его личности. Следовательно, такого человека следует уволить и найти ему "свежую" замену.

Нежелание повернуться лицом к проблеме "человеческих ресурсов" часто объясняется негуманным отношением работодателей к своему персоналу. Руководители думают, что можно легко отыскать полноценную замену на рынке труда "сгоревшим" работникам. Однако многие стресс-факторы присущи самой должности, которую конкретный человек занимает.

Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. было проведено исследование с целью рассмотреть, как часто специалисты разных профессий переживают синдром выгорания. Результаты исследования показали, что практически во всех группах работников "социальных" профессий есть достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнями выгорания.

Содержание труда всех обследованных ими профессиональных групп отличает:

- высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

- высокая ответственность за результат общения;

- определенная зависимость от партнеров по общению;

- необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации;

- частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

- конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Работники бюджетной сферы по сравнению с персоналом коммерческих структур более подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию. Это показывает, что фактор, опосредующий выгорание, - это не только коммуникативная нагрузка (интенсивность, продолжительность и когнитивная сложность ситуаций служебного общения), но и более низкое материальное вознаграждение, а также связанная с этим неудовлетворенность качеством жизни: переживание социальной несправедливости и незащищенности, потеря социальной престижности и ролевого статуса и др.

В "социальных" профессиях ("помогающих", сервисных, управленческих) продолжительные, многобразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов.

Именно для "социальных" или "коммуникативных" профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитиивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности делового общения выступают в качестве общих профессиональных стрессов для всех профессий, относящихся к числу "коммуникативных" [12].

Относительно профессии феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми [4].

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Тест «Хороший ли вы друг?». 1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих препятствий: А) расскажите их другим людям Б) расскажите, не называя имени В) оставите при себе 2. Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но иногда не возвращает взятую вещь: сейчас он хотел бы взять дорогой прибор, как вы поступите: А) ...

Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж­культурный смысл общения. В этом отношении важнейшей осо­бенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образ ...

Личность как субъект и объект общественных отношений . Понятие личности
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надев ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru