Метод наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьников
Школьный психолог может использовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики, анкеты, наблюдения учителей по составленной им программе, но и материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ученика.
Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» чем сильнее стимул, тем сильнее ответ. У «слабых» при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:
1) Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости заданной деятельности.)
2) Умение преодолевать трудности и неудачи в работе. Настойчивость в достижении цели.
3) Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности.
4) Стремление к самостоятельным поступкам, особенно в трудных, незнакомых ситуациях.
5) Способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач.
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозного компонента. Основанием для отнесения к «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:
1) Высокая работоспособность особенно в неинтересном деле.
2) Сдержанность в поступках и разговоре, даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию.
3)Сдержанность в общении. (Умение хранить интересные новости.)
4)Неторопливость в принятии решений.
5)Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкой дифференцировкой и волевой задержкой.
6)Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон.
Основанием для отнесение к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов (переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:
1)Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при основной работе.
2)Быстрое усвоение нового материала (а иногда и быстрое забывание при отсутствии повторения)
3)Легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям.
4)Быстрая адаптация в новой обстановке.
5)Быстрое пробуждение и засыпание.
6)Живая речь, мимика, подвижность.
Основанием для включения в группы инертных являются противоположные признаки.
Попытку стандартизировать метод наблюдения сделал Стотт. Его карта наблюдений состоит из 16 комплексов симптомов- образцов поведения, симтомокомплексов. По результатам наблюдения заполняются таблицы, которые позволяют изучать особенности дезадаптированных к школе учеников. Согласно утверждению Стотта, числовые показатели симптомокомплексов имеют ориентировочное значение, обращаться с ними надо осторожно, методика для практических нужд не стандартизирована.
Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в
процессе изучения языковой теории. Диагностика уровня
развития памяти младших школьников
Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап - ...
Вопросы к государственному экзамену по специальности «специальная
психология»
БЛОК 1:
Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.
Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно долж ...
Психологическая структура деятельности. Общая характеристика
деятельности.
Деятельность —это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходят возникновение психического образа и его воплощение в субъекте, а так же реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.
Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённы ...